СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  РАЗРАБОТКА МУЗЕЙНОГО CD-ROM /  НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(Глава из книги "Методология и практика
электронных изданий по искусству". М., 1998)
В.А.Лебедев
 

Стремительный взлет информатики на исходе XX века дал толчок технологическому обновлению большинства областей человеческой деятельности. В частности, родилась новая форма распространения тиражной информации - так называемые электронные издания. В практике сегодняшнего дня доминируют две их разновидности, обе рассчитанные на восприятие сообщения с экрана персонального компьютера: CD-ROM (compact disk read-only memory - неперезаписываемый компакт-диск) и сайт (информационный блок, передаваемый по компьютерной сети, главным образом по Internet).

Технология электронных изданий, с их широким использованием гипертекста и средств мультимедиа, открывает новые перспективы в самых разных функциональных сферах, в том числе и в искусствоведческой работе. Прежде всего, электронные издания дают простор сравнительному анализу произведений искусства. Возможность вызвать на экран и визуально сопоставить картины, статуи, архитектурные сооружения, находящиеся в разных точках земного шара, помогает проследить и зафиксировать в научном описании эволюцию манеры изучаемого художника, установить факт и определить характер стилистического воздействия одних художественных явлений на другие, выявить и осмыслить все богатство временных, региональных и направленческих модернизаций иконографии того или иного сюжета, а также существенно облегчает процедуру атрибуции.

Так, первым отечественным опытом атрибуции с применением средств Internet явилось установление личности изображенного на мужском портрете работы Ф.Дефреггера из собрания московского Музея изобразительных искусств (портрет оказался автопортретом). Ознакомившись с информацией, содержащейся на Web-сайге малоизвестной Галереи Дефреггера (биография художника, перечень и воспроизведения его картин, библиография) и получив необходимые данные для сравнительного анализа (в частности, увидев репродукцию находящегося в Галерее Дефреггера его автопортрета), сотрудники ГМИИ Н.Астров и К.Василенко смогли идентифицировать произведение, хранящееся в Москве.

Разумеется, в данном случае в паруса исследователей дул ветер удачи. Музейные базы данных, размещенные в Internet, формируются пока не на основе неких общепринятых структурно-методологических принципов, а, скорее, в соответствии с индивидуальными представлениями и пристрастиями владельцев Web-сайтов. Поэтому вероятность отыскать в Internet сведения о Дефреггере, художнике отнюдь не первого и даже не второго ранга, была весьма невелика. Несомненно, однако, что со временем сетевые музейные базы обретут несравненно большую полноту и систематичность, и тогда публикации в Internet станут регулярно используемым инструментом в атрибуционной работе.

Компьютерная графика позволяет виртуально реконструировать разрушенные памятники и комплексы, интерполировать их несохранившиеся части, трансформировать их двухмерное представление в объемное. Применяя программы САПР (систем автоматизированного проектирования), которые уже сейчас используются в архитектурном и промышленном проектировании, авторы реконструкции могли бы создавать графические модели реконструируемых объектов и экспортировать полученные изображения в файлы, реализуемые в дальнейшем в электронных изданиях.

В этой связи, особенно интересные перспективы открываются перед исследователями так называемой бумажной архитектуры: они получают возможность увидеть изучаемый проект как бы осуществленным, реализованным в материале, на который он был рассчитан. Конкретная попытка реконструктивного моделирования (правда, с применением традиционных, а не компьютерных средств) предпринята, в частности, специалистами Российского гуманитарного университета, создавшими в Internet виртуальный музей "Московский колосс", где демонстрируются неосуществленные и разрушенные сооружения, игравшие или долженствовавшие играть заметную роль в городском ландшафте столицы.

Качественно новый характер рутинной искусствоведческой деятельности может дать выход в группы новостей Internet с их нитями дискуссий.

Работа в компьютерных сетях при соответствующей установке передающего информацию может принять форму концептуалистской акции. Будучи зафиксирована в памяти терминала, эта акция становится доступной для научного искусствоведческого анализа и для проникновения в психологию создателя и реализатора замысла.

Огромная емкость компьютерной памяти и подключение к сетям обеспечивают возможность оперативного вызова и использования фактической информации, необходимой для научной работы и на несколько порядков превосходящей по объему и диапазону те информационные массивы, что добываются традиционными путями.

Представление информации в электронной форме рационализирует технологию научной работы. Тому пример - энциклопедические и справочные издания. Подкрепляя традиционные ссылки гиперсвязями, создатели электронных справочников существенно облегчают пользователю поиск необходимых сведений, а во многих случаях сопровождают текстовое раскрытие термина визуальной или звуковой иллюстрацией. Кроме того, в новейших компакт-дисках справочного типа для пользователей предусматривается возможность обновления текстового материала через Internet.

Западноевропейский рисунок XV-XIX вв. из собрания Кунстхалле в Бремене. Центр ПИК, 1996 // Тибальди, Пеллегрино (?). Этюд обнаженной сидящей женской фигуры

Среди подготовленных в настоящее время электронных изданий научно-справочного характера выделяется строгой продуманностью структуры, исключительной полнотой визуального представления коллекции и серьезностью текстового комментария CD-ROM "Западноевропейский рисунок XV-XIX вв. из собрания Кунстхалле в Бремене", разработанный Центром по проблемам информатизации сферы культуры России Министерства культуры РФ (Центр ПИК) совместно с Эрмитажем. Эта первая полная публикация (правда, пока она не тиражирована и существует лишь в форме мастер-диска) богатейшей графической коллекции, хранящейся в Эрмитаже со времен Великой Отечественной войны. На диске представлены 364 произведения более чем 200 художников, причем рисунки демонстрируются не только с лицевой, но и с обратной стороны, а многие из них и во фрагментах. Всего изображения произведений составляют 800 сюжетов, при этом создателям диска удалось добиться удовлетворительного качества репродуцирования (чем отличаются далеко не все CD-ROM'ы по искусству).

Авторы издания стремятся как бы повысить его статус, сделать собственно справочную структуру еще и транслятором эстетических достоинств рисунков больших мастеров. В этом смысле особенно удачны воспроизведения фрагментов произведений, нередко позволяющие ощутить графическую фактуру оригинала, его цвет и тон, а порой и текстуру бумаги, на которой нарисовано изображение. Эстетический эффект визуального восприятия усиливают стилистически адекватные музыкальные миниатюры, которые по желанию пользователя могут быть проиграны в ходе просмотра.

Изображению рисунков сопутствуют краткие каталожные описания, даются биографические сведения о художниках. Лаконизм и деловитость текстов, избавляющие пользователя от избыточного, утомляющего экранного чтения, также являются достоинством CD-ROM'а. Диск обеспечивает различные режимы просмотра материала, в том числе по художникам, по странам, по векам, а также возможность поиска произведения по инвентарному номеру Кунстхалле.

А.В.Лебедев, Э.Я.Логвинская, Н.В.Масалин, Л.Я.Петрунина. Из жизни Христа. Евангельский цикл В.Д.Поленова. ГТГ; Тогфин, 1996 // Меню раздела "Из жизни Христа" (произведения расположены в последовательности евангельских событий)

Удачен и созданный АООТ "Торгфин" и искусствоведами Третьяковской галереи CD-ROM "Из жизни Христа", авторы которого сумели во всей цельности восстановить замысел В.Д.Поленова, стремившегося как можно полнее воссоздать череду евангельских событий и для большего правдоподобия использовавшего в своих композициях натуру: реальные пейзажи и древние постройки Палестины были написаны им на месте. И хотя не все сюжеты цикла дошли до нас в форме живописных полотен (кстати, и сами полотна разбросаны по разным коллекциям), авторы CD-ROM'a выстроили весь сюжетный ряд, заполнив лакуны репродукциями с изданий, вышедших при жизни Поленова. Конечный электронный продукт ценен не только как опыт научной реконструкции художественного цикла, но и своей просветительской направленностью. Он дает пользователю возможность и просматривать материал в последовательности новозаветного текста (как в альбоме "Из жизни Христа", выпущенном еще при жизни Поленова), и проследить деяния отдельных евангельских персонажей, и при посредстве интерактивной карты увидеть, какие из событий свершались в том или ином пункте Святой Земли (именно такой географический принцип был принят Поленовым при устройстве экспозиции данного живописного цикла в 1909 году). С помощью гиперсвязей вызываются комментарии, поясняющие те или иные места Священного Писания, даются справки об отдельных участниках евангельских событий с сопутствующими изображениями. Тактично подобрано музыкальное сопровождение (используются фрагменты сочинений Чайковского и Рахманинова). Разумеется, диск включает и необходимые сведения о художнике и истории создания цикла.

Нонконформисты. Новое русское искусство. Интерсофт, 1997 // Раздел "Художники": Брусиловский

Не имеет аналогов среди изданий традиционного типа CD-ROM "Нонконформисты: Новое русское искусство", выпущенный фирмой "Интерсофт". Усилиями составителей издания А.Глезера и М.Соколова здесь впервые удалось создать систематизированную антологию русского андерграунда 1960-80-х годов, показав большой пласт художественной культуры, произведения которой разбросаны по миру и собирательством которой пока еще не занялся всерьез ни один российский музей. Сообщая определенную сумму сведений о художниках, демонстрируя их типичные, точно отобранные работы с удовлетворительным качеством воспроизведения, CD-ROM служит неплохой начальной базой для деятельности искусствоведа, желающего изучать пока еще недостаточно исследованное наукой весомое явление отечественного искусства советского периода.

Поскольку в мультимедийных программах текст соседствует с видеорядом, анимацией, музыкой, электронные издания могут стать важным подспорьем в разработке синтетической истории искусств. Применительно к данной задаче их преимущество перед традиционной книгой очевидно, ибо последняя не обладает возможностью полноценно иллюстрировать музыку и зрелищные искусства, создавать иллюзию трехмерного изображения архитектуры и скульптуры и не позволяет сопоставлять на паритетных началах произведения различных искусств в ходе научного анализа, что крайне необходимо в процессе исследования, например, историко-художественных стилей.

Электронная форма изданий оказывается особенно эффективной в деле научной популяризации искусства. Диалоговый принцип работы компьютерных программ активизирует восприятие пользователя. Гипертекстовая структура предлагает на выбор несколько аспектов для просмотра материала и обеспечивает легкость перехода от одного блока информации к другому. Средства мультимедиа дополняют текст, а чаще даже превращают его в аннотацию к зрелищу.

Microsoft Art Gallery: The Collection of the National Gallery, London. Microsoft Corporation, 1993 // Алфавитный список художников: G - H

Первым и в известном смысле эталонным образцом популярного историко-художественного электронного издания явился выпущенный в 1993 году компакт-диск "Художественная галерея Майкрософта", зрительный ряд которого составляют произведения живописи из коллекции лондонской Национальной галереи. Программа и дает возможность путешествия по истории искусств в хронологической последовательности, и обеспечивает выход через гиперкарту на художественные школы разных стран, и предоставляет краткую визуальную и вербальную информацию о творчестве отдельных художников.

Особый интерес представляет заложенный в программу дидактически эффективный многоуровневый словарь-указатель, куда включены в качестве терминов имена художников и исторических лиц, мифологические и библейские сюжеты и персонажи, типичные объекты изображения, художественные техники и стили и т.д. "Входная" страница словаря-указателя представляет собой латинскую азбуку. Выбрав на экране какую-либо букву, пользователь получает перечень всех терминов, с нее начинающихся. Так, например, постановка курсора на инициал В повлечет за собой появление на мониторе следующего списка терминов, расположенных в алфавитном порядке: "Бахус", "фон (background)", "балдахин", "крещение Христа (baptism of Christ)", "барбизонская школа", "барокко", "Вирсавия (Bathsheba)" и т.д. Установив курсор на одном из слов перечня, например на слове "балдахин", пользователь получит справку с разъяснением термина и "марочные" воспроизведения тех картин Национальной галереи, где использован мотив балдахина. Следующей стадией углубления в предмет может стать вызов полноэкранного изображения одной из этих картин. Еще более дифференцирован раздел словаря-указателя, посвященный жанрам живописи. От общей справки о жанрах следуют отсылки к терминам "религиозный жанр", "литературные сюжеты, аллегории и ню", "портреты", "бытовой жанр", "пейзаж" и "натюрморт". В свою очередь от справок, посвященных названным жанрам, следуют отсылки к разновидностям этих последних. Так, справка о портрете имеет отсылки к 12 типам портрета, справка о натюрморте - к 8 типам натюрморта: цветы, фрукты, цветы и фрукты, еда и напитки, битая дичь, vanitas, музыкальные инструменты, наконец "другие объекты". И уже от жанровых разновидностей осуществляется переход к конкретным произведениям.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Интерсофт; КомпьЛинк; ГЭ, 1998 // Главное меню

Схема организации материала, примененная в "Художественной галерее Майкрософта", с теми или иными вариациями использовалась в дальнейшем и в других компакт-дисках, популяризирующих коллекции крупных музеев. Один из последних примеров модификации этой схемы - CD-ROM, выпущенный в 1998 году фирмой "Интерсофт" и посвященный искусству Западной Европы. Зрительный ряд компакт-диска составляют 310 художественных произведений из собрания Эрмитажа, каждое из которых демонстрируется не только вместе с текстовым описанием, но и в сопровождении дикторской речи и музыки. Содержательную структуру CD-ROM'а выражают шесть рубрик: "Экспонаты" (включенные в состав диска произведения эрмитажной коллекции, которые можно просмотреть и в хронологическом порядке, и в соответствии с их принадлежностью к тому или иному стилю, жанру, национальной школе и т.д.), "Рассказы" (некие историографические эссе по тем эпохам и странам, которых касается материал компакт-диска), "Музей" (виртуальное пространство, в которое помещены эрмитажные экспонаты), "Индекс", "Книга" (искусствоведческие статьи и очерк истории эрмитажной коллекции) и "Альбом" (куда пользователь может вынести репродукции понравившихся ему произведений).

Достоинства продукта, предложенного авторским коллективом сотрудников Эрмитажа и "Интерсофтом", очевидны. Но вызывает недоумение то обстоятельство, что компакт-диск распространяется (возможно, даже без согласования с авторами) под названием "Энциклопедия искусства Западной Европы" (надпись сделана на внешней упаковочной коробке). Такого рода "титул" явно противоречит реальному содержанию публикации. Как гласит дефиниция, принятая книговедческой наукой, энциклопедия - это "научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем (универсальные энциклопедии) или отдельным (отраслевые энциклопедии) областям знания или практической деятельности" (БСЭ, 3-е изд., т.3О, М., 1978, с. 206).

В таком случае может ли называться "Энциклопедией искусства Западной Европы" издание, в котором одних принципиальных имен (Пьеро делла Франческа, Мантенья, Вермер ван Делфт) просто нет, а другие (Мазаччо, Донателло, Ян ван Эйк, Брейгел) представлены лишь краткими статьями-справками без иллюстраций. Причиной этих лакун стало, разумеется, отсутствие работ названных художников в собрании Эрмитажа. Но отсюда следует лишь один вывод: на базе коллекции одного музея, пусть даже и весьма репрезентативного, нельзя сделать энциклопедию, претендующую на охват значительной (и тем более, генеральной) части художественной истории человечества.

Произвольными (если рассматривать издание как энциклопедию) выглядят и хронологические рамки представленного историко-художественного процесса: 1190 - 1913 годы. Самоочевидно, что развитие западноевропейского искусства началось задолго до 1190 года и не было прервано в 1913. Нельзя назвать эти даты и некими водоразделами художественных эпох. Вторая половина 12 в. - период ранней готики, весьма далеко отстоящий и от эпохи Возрождения, и уж тем более от предшествовавшей средневековью античности. Что же касается даты, с которой начинается развитие авангарда и которая разделяет художественные формации 19 и 20 веков, то в качестве таковой должен быть назван либо 1905 год, когда сформировалась экспрессионистическая группа "Мост" в Дрездене, либо 1907, когда возникло программное произведение кубизма - "Авиньонские девушки" Пикассо, но никак не 1913. Итак, хронологические границы процесса, отраженного в издании, определяются не научно обоснованной периодизацией, а просто игрой случая (даты создания демонстрируемых на CD-ROM'e самой ранней и самой поздней работы из эрмитажного собрания).

Современное российское искусство. Кирилл и Мефодий, 1997 // Главное меню

Точно так же не может быть квалифицирован как энциклопедия (а именно так его оценивает благожелательный рецензент), да и вообще как научное издание в прямом смысле слова, компакт-диск "Современное российское искусство", выпущенный в 1997 году фирмой "Кирилл и Мефодий". Несомненное достоинство CD-ROM'a в том, что он привлекает внимание зрителя-читателя к таким существенным и самобытным художникам среднего и младшего поколений, как Басыров, Ващенко, Тишков, П.Перевезенцев. В то же время здесь не представлены многие весомые имена, обойдены вниманием не только отдельные принципиальные тенденции, но и важные региональные школы. И даже все тот же благожелательный рецензент не смог не выразить законного удивления "полным отсутствием представителей богатого своими художественными традициями Петербурга".

Столь же нелогична и удивительна и демонстрация в издании об искусстве России работ художников Казахстана и Украины. Впрочем, о какой энциклопедически целостной и научно объективной картине современного российского искусства могла идти речь, если диск формировался на базе фондов 25 арт-галерей, которые, что естественно, в первую очередь были заинтересованы в пропаганде творчества тех художников, с которыми работают?

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. Центр ПИК; Коминфо; БРЭ, 1996 // Главное меню

Более удачен опыт издательства "Большая российская энциклопедия". Центра ПИК и фирмы "Коминфо", совместными усилиями выпустивших CD-ROM "Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства". Компакт-диск включает 500 статей-справок о крупнейших мастерах пластических искусств, причем селекция имен для включения в словник с точки зрения искусствоведческой науки проведена вполне профессионально. Не вызывает нареканий и содержание самих статей; чувствуется, что создатели диска опирались в данном случае на богатый опыт редакторов и авторов, работавших для книжных энциклопедических изданий. Представителен зрительный ряд, включающий около 1200 изображений. Помимо статей, читателю-зрителю предлагаются тематические экскурсии под дикторскую речь и звучащее легким фоном музыкальное сопровождение.

Знакомиться с содержанием компакт-диска можно в четырех аспектах, соответствующих четырем основным рубрикам: "Мастера", "Музеи", "Жанры", "Стили". Раздел "Музеи", на наш взгляд, представляет интерес даже для профессионала-искусствоведа, ибо, как показывает практика, порой и великолепные знатоки истории искусства недостаточно хорошо ориентируются в вопросах истории и состава отдельных, даже широко известных, музейных собраний, зачастую не представляют себе архитектурного облика и плана музейных зданий, построения экспозиции, сценария движения посетителя по музею.

В разделе "Стили" вызывает недоумение то обстоятельство, что хронологическая демонстрация стилей начинается с готики. А куда же делись стили античного искусства? И не странно ли, что в энциклопедии классического искусства есть классицизм, но нет классики?

Но главный недостаток CD-ROM'a - в слабо выраженной специфичности электронного издания: слишком длинны, слишком "книжны" тексты справочных статей; не разработан принцип диалогового общения пользователя с программой.

History through Art: Ancient Greece. ZCI Publishing, 1994 // Раздел "Эпоха и ее искусство"

Возможности и преимущества собственно компьютерной организации визуального и вербального текста несравненно убедительнее использованы в компакт-диске "Древняя Греция", выпущенном в 1994 году американским издательством ZCI. Зрительный ряд, в котором главное место отведено художественным памятникам античности, слагается из крупных, занимающих большую часть экрана репродукций. Сопроводительные тексты емки, но кратки (к тому же их восприятие читателем облегчает их дублирование дикторской речью).

Сценарий диска являет собой прекрасный образец научной популяризации. Его создателям удалось найти лаконичные средства для того, чтобы убедительно разъяснить читателю разницу между древневосточным и греческим менталитетом, рассказать о психофизическом подобии людям греческих богов, о коммунальном сознании жителей полисов, об этической категории "арете", сочетающей понятия добродетельности и дееспособности, и ее претворении в античном художественном образе человека, о развитии греческого искусства во времени, объяснить, что такое "золотое сечение" и как оно применялось в отдельных видах пластического творчества, показать архитектоническую общность колонны и человеческой фигуры, наконец, дать дифференцированный анализ центральных памятников греческой художественной культуры.

Дополнительному осмыслению увиденного и прочитанного способствует раздел "Вопросы" - викторина, в которой читателю предлагаются тесты, испытывающие его понимание эстетических установок и художественного языка греческого искусства, и дается возможность убедиться в правильности или ошибочности своих ответов.

Электронные издания - и в этом их несомненное преимущество перед традиционными - способствуют усвоению серьезной информации игровым методом, принятым на вооружение современной педагогикой. Давая возможность работать с ними в интерактивном режиме, мультимедийные программы вовлекают пользователя в своеобразное интригующее действо, будь то "хождение" по виртуальному архитектурному пространству, переход от общего вида картины или статуи к их демонстрации во фрагментах и т.п.

Золотой век русской культуры. Эпоха Александра I в портретах. ГТГ, 1996 // Раздел "Викторина": Дельвиг

Так, создатели компакт-диска "Золотой век русской культуры: Эпоха Александра I в портретах" (Третьяковская галерея, 1996), как и их американские коллеги в вышеупомянутом случае, в качестве одного из режимов освоения информации предложили пользователю участие в викторине. Показывая тот или иной портретный шарж, программа спрашивает зрителя, кто здесь изображен. Тут же в качестве подсказки дается цитата из некоего источника первой четверти 19 века и предлагаются на выбор четыре варианта ответа. Однако правилен лишь один из них. В случае точного ответа на три поставленных вопроса пользователь получает от программы более высокий чин в соответствии с государственной "табелью о рангах" александровской поры, а третья ошибка, напротив, влечет за собой понижение в звании и к тому же вызывает у компьютера приступ саркастического смеха.

Paul Cezanne. Portrait of My World. Corbis, 1996 // Меню раздела "Studio"

Весьма перспективным представляется опыт создания компакт-дисков, рассчитанных одновременно и на широкую аудиторию, и на специалистов, т.е. выполняющих как образовательную, так и собственно научную функцию. Ярчайший пример изданий этого жанра - CD-ROM "Поль Сезанн. Портрет моего мира", выпущенный в 1996 году французским Объединением национальных музеев и фирмой Corbis.

Авторы электронной публикации предлагают своему зрителю-слушателю-читателю совершить своеобразное путешествие в "мир Сезанна", где в качестве гида выступает сам мэтр. Структурной основой, вокруг которой группируется весь содержательный материал компакт-диска, служат пять интерактивных сред, созданных на базе компьютерной графики. Это места, в которых протекала большая часть повседневной жизни художника: его мастерская, бистро, где он обедал и общался с людьми, местный железнодорожный вокзал, питавшая Сезанна природными впечатлениями сельская округа, - а также виртуальная музейная галерея, где собраны произведения больших мастеров, в той или иной мере способствовавших формированию сезанновского творчества: Пуссена, Энгра, Писсарро и др.

Совершая на экране своего компьютера прогулку по названным местам, пользователь слышит голос диктора, читающего тексты Сезанна, которые дают возможность увидеть действительность через призму восприятия самого художника, а также понять характерную для его творчества механику трансформации жизненных впечатлений.

"Прогулка" носит интерактивный характер. Поэтому, посетив ателье Сезанна, пользователь может вызвать на экран многие из его картин. В бистро можно как бы вступить в беседу с друзьями и знакомыми художника, ознакомившись с их суждениями о его творчестве. Среда "вокзал" позволяет более широко ощутить атмосферу fin du siecle. Здесь пользователь получает информацию и о сооружениях с металлическим каркасом, и о рождении фотографии, имеет возможность посмотреть >на видеовставках фильм Луи Люмьера "Прибытие поезда", увидеть кинофрагмент с изображением военной колонны, направляющейся на франко-прусскую войну.

Альбомная база CD-ROM'a содержит сотни качественных репродукций с произведений живописи и графики, которые можно рассматривать и по отдельности, и в сопоставительных кадрах, и целиком, и во фрагментах; причем, меняя степень увеличения репродукции, зритель получает возможность прочувствовать самое фактуру живописной поверхности, оценить экспрессию мазка.

Интерфейс программы предусматривает несколько режимов просмотра, среди которых особенно привлекателен режим "биография", позволяющий последовательно, в хронологическом порядке просмотреть длинный ряд работ Сезанна в сопряжении с информацией о событиях его личной жизни.

Как уже говорилось, содержание CD-ROM'a отвечает не только поверхностной любознательности дилетанта, но и целям научной работы. Он дает возможность специалисту увидеть панораму сезанновской эпохи и самого творчества художника и широко, и необычайно наглядно - эффект, очень трудно достижимый традиционными издательскими средствами. Богатейший зрительный ряд, включающий, помимо работ самого Сезанна, произведения его предтеч и последователей (в частности, кубистов), позволяет составить достаточно конкретное представление как о генезисе сезанновского творчества, так и о его влиянии на художественный процесс XX века. Несомненный интерес для историка искусства представляют и многочисленные документальные тексты: письма, газетные статьи и пр. Словом, для исследователя Сезанна компакт-диск может оказаться удобным и основательным подспорьем в работе.

Отдавая должное отдельным удачам электронного "книгоиздания" по тематике пластических искусств, мы не можем, однако, не признать, что на методологию и практику научной искусствоведческой работы оно влияет пока еще мало. Да и удельный вес собственно научных публикаций среди электронных изданий по искусству довольно скромен, о чем говорят и статистические данные. Так, в 1994-97 годах в нашей страны было выпущено 37 изданий по пластическим искусствам на CD-ROM. Если классифицировать их согласно типологии, принятой в книговедении, то половину из них (18) следует считать альбомами; остальные - путеводители (7), информационные издания (6), справочники (3; из них на специалиста, научного работника рассчитан лишь 1); и только 2 монографии и 1 каталог могут быть безоговорочно отнесены к жанру научных публикаций.

Едва ли подобную картину можно объяснить лишь консерватизмом гуманитариев, упрямо сопротивляющихся проникновению новых технологий в их владения. Здесь действует комплекс более серьезных причин.

Во-первых, альбомы, справочники и т.п. являются вторичным продуктом науки, и перед издателями компакт-дисков стоит задача сделать лишь новую упаковку для уже готового содержания. Оригинальная же научная разработка требует времени, и порой довольно длительного, а издатель, ориентированный на рынок, не может ждать.

Во-вторых, далеко не каждая научная публикация может претендовать на достаточно широкий покупательский спрос (особенно в форме компакт-диска) и быть выпущенной таким тиражом, при котором издание окажется рентабельным для издателя.

В-третьих, в силу определенных физиологических особенностей своего зрительного аппарата мы испытываем ощущение некомфортности и быстро устаем при чтении со светящегося экрана пространных текстовых блоков. Подобный негативный эффект знаком каждому из опыта просмотра кинофильмов и телепередач. Симптоматично, что многие пользователи компьютеров, получая по сети текстовую информацию, предпочитают знакомиться и работать с ней в форме принтерной распечатки.

В-четвертых, известным препятствием применению электронных изданий в научных целях оказывается пока недостаточно высокое, обычно, к сожалению, уступающее полиграфическому качество воспроизведения художественных произведений. Оно, быть может, соответствует задачам популяризации творчества, первичного ознакомления широкого зрителя с образцами искусства, однако не удовлетворяет полностью тем требованиям, которые выдвигаются работой >по научному изучению памятника.

Особую сложность представляет иллюстрирование изданий по пластическим искусствам в Internet. Загрузка на терминале страницы с иллюстрацией необходимых размеров и качества требует таких затрат времени, которые неприемлемы для большинства реципиентов, ибо их выход в сеть лимитирован.

Печатается с разрешения автора