29 ноября 2024 года в Парадных залах Музея Академии художеств состоится открытие масштабного выставочного проекта с уникальным форматом — «Репин. Детали». На выставке будут сопоставлены предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты" и живописные произведения И.Е. Репина из российских музейных собраний, что позволит продемонстрировать зрителю творческую "кухню" великого русского художника. Задача выставки, фокусируясь на отдельных деталях, рассказать о тщательной и кропотливой подготовке И.Е. Репина к работе над различными живописными произведениями.
Многочисленные исследования творчества И.Е. Репина, эпистолярное наследие художника и воспоминания о нем свидетельствуют о скрупулезной подготовке художника к написанию картин в различных жанрах. И.Е. Репин изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюма для персонажей будущей картины. Часть такого материала сохранилась в собрании Музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты". Задача выставки рассказать об этой кропотливой подготовке И.Е. Репина к работе над различными живописными произведениями. К таким предметам относятся, например, свита ("кобеняк с видлогою" - верхняя одежда запорожцев), торбан (бандура), фитильное ружье, изображенные на картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", и расписанные от руки самим художником сапоги, которые мы видим на живописном полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года".
Изучение предметов, изображенных на картинах Репина и находящихся в настоящий момент в собрании Музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты", помогает также и в уточнении атрибуции некоторых произведений. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на портрете Н.Б. Нордман (собрание НИМ РАХ), позволила установить, что портрет написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей. Например, мавританский стул, хранящийся в собрании "Пенатов", изображен на картине "Негритянка", исполненной художником во время пенсионерской поездки в Париже. Это свидетельствует о том, что стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни. Стул является образцом европейского кустарного производства в мавританском стиле, получившем широкое распространение во второй половине XIX столетия. Любимые рембрандтовские береты можно видеть не только на фотографиях с Репиным и в собрании музея-усадьбы "Пенаты", но и на портрете Н.Б. Нордман (собрание Новгородского музея-заповедника). Сохранились в собрании музея-усадьбы скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также можно видеть на картинах и этюдах Репина. В экспозиции "Пенатов" находится знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах (Портреты М. Андреевой, П. Самойлова, В. Бехтерева и др.). Сопоставление этих предметов, многие из которых имеют интересную историю создания, бытования и поступления в музей, и их изображений на живописных полотнах мастера является основной задачей выставки и одним из принципов художественного показа, что, несомненно, вызовет новый зрительский интерес к работам И.Е. Репина в год празднования его 180-летия.
УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Музей Академии художеств Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево" Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Нижегородский государственный художественный музей Национальный художественный музей Республики Беларусь.
29 ноября 2024 — 29 марта 2025
Музей Академии художеств, Парадные залы (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17).