Музей архитектуры имени А.В. Щусева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет выставку «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Выставка посвящена истории пребывания Екатерины II в Москве в течение 1775 года.
Выставка является частью кросс-проекта Музея архитектуры и Музея-заповедника «Царицыно». Экспозиция в Музее-заповеднике «Царицыно» рассказывает о праздновании победы, поездках императрицы в разные подмосковные поместья, покупке села Черная Грязь, где вскоре будет обустроена усадьба Царицыно. Выставка в Музее архитектуры посвящена личной жизни Екатерины II во дворце, возведённом специально к её приезду, его окрестностям, а также торжественным приёмам турецкого посольства.
История жизни русского императорского двора очень многогранна. Фоном повествования на эту популярную сегодня тему станет на выставке архитектурный облик первопрестольной столицы. Это позволит ярче проиллюстрировать «событийную историю», создать более объёмный образ эпохи и облик Москвы времени барокко и раннего классицизма, от которых до наших дней сохранилось очень мало памятников.
На выставке представлены чертежи, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, всего более 180 предметов из фондов Музея архитектуры, 14-и музейных и архивных собраний. Многие графические материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива экспонируются впервые.
Первый раздел выставки – о жителях Москвы, которые встречали Екатерину II. Среди них была и верная «старая гвардия», удалившаяся сюда на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол (среди них – Александр Фёдорович Талызин – владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры), и скромное дворянство, служившее императрице верой и правдой во времена пугачёвщины, и купечество, и городские крестьяне, чьи характерные портреты выполнил французский рисовальщик и гравер Жан-Батист Лепренс. Рассказ о представителях разных сословий ведётся на фоне облика «допотопной» Москвы 1760–1770-х годов, поражавшей иностранных путешественников и столичных жителей не только своим своеобразным колоритом, но и запущенностью.
Центральный раздел выставки повествует о парадоксальной ситуации, сложившейся в Москве к 1770-м годам: при наличии нескольких старых императорских дворцов остановиться Екатерина II не могла ни в одном из них, потому что все они либо находились в состоянии упадка, либо были недостроены. Старый Кремлёвский дворец, Головинский дворец в Покровском-Рубцове ещё помнили молодую великую княгиню Екатерину Алексеевну, но дать приют императрице великой страны уже не могли. Лишь великолепные сады свидетельствовали о былом величии императорских усадеб. Рассказ о знаменитом Головинском саде разворачивается вокруг беседки-сиделки, воссозданной на выставке по чертежам из Музея архитектуры. Каждому из этих дворцов и садов эпохи барокко на выставке посвящена отдельная небольшая глава.
Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести новое жилище. Деревянный дворец был в кратчайшие сроки построен по проекту Матвея Фёдоровича Казакова на Волхонке (на современной карте Москвы – это территория автозаправочной станции напротив храма Христа Спасителя). Он получил название Пречистенского – по названию улицы Пречистенки, частью которой в то время ещё была современная Волхонка. В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потёмкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой. Представленные в этом разделе выставки чертежи, портреты и предметы декоративно-прикладного искусства подробно рассказывают о жизни во дворце: о службах в домовой церкви, о парадных обедах, «турецких маскарадах», карточной игре по вечерам, рукоделии императрицы.
Отдельный раздел выставки посвящён окрестностям Пречистенского дворца: тому, что Екатерина II видела из его окон. Это расположенный напротив Алексеевский монастырь, чьё место позже занял храм Христа Спасителя; старые церкви, снесённые в конце XVIII – первой трети XIX века; питейный дом «Волхонка», давший название улице; огромный императорский Колымажный двор (на месте которого впоследствии был построен Музей изящных искусств, сегодня – ГМИИ имени А.С. Пушкина).
Последний зал выставки рассказывает о драматичной судьбе Пречистенского дворца. Вскоре после отъезда Екатерины II в Петербург он был разобран и перенесён на фундаменты старого царского дворца на Воробьёвых горах, но и там быстро обветшал и в начале XIX века сдавался в аренду под постоялый двор и бильярд. Здесь демонстрируются две панорамы Москвы, запечатлевшие великолепный вид, открывающийся с Воробьёвых гор: Яна Бликланда 1707-1708 годов и Франческо Кампорези 1789 года.
Залы Анфилады здания главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых, памятника XVIII-XIX веков, подчеркивают дух эпохи и погружают экспонаты выставки в органичную для них историческую обстановку. Архитектура выставки становится для пространства залов «второй кожей», проявляя пластику стен и архитектурных элементов классического стиля, присущего эпохе. В колористическом решении залов использованы насыщенный цвета, характерные для екатерининской эпохи.
Повествование выставки сопровождается колоритными деталями: цитатами из «Записок» Екатерины II, Камер-фурьерского церемониального журнала 1775 года, ежедневно фиксировавшего все происходящие при императорском дворе события, и других источников.
Куратор выставки - Татьяна Дудина
Архитектор выставки - Сергей Мешалкин
14.03.25 - 13.07.25
12+
Москва, ул. Воздвиженка, 5/25, Анфилада.