14 марта в Нимфозориуме Тульского историко-архитектурного музея открывается выставка «Другая почва, или Как тульские оружейники строили завод и выращивали яблоки».
На выставке представлен ряд графических документов из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), относящихся к истории Тулы и Тульского оружейного завода периода 1740–1897 годов. А также произведения художников Евгения Стрелкова (Нижний Новгород) и Анны Мартыненко (Санкт-Петербург).
В России свыше тысячи городов. Сколько из них мы знаем? Сколько – не просто знаем, а представляем – что это за город, где находится, как живет, чем славится. Тула без сомнения известна большей части населения нашей страны. Более того, есть сложившийся «репертуар» брендов: пряники, самовары, гармони, но, в первую очередь, оружие. «Тула веками оружие ковала, стала похожа сама на ружье» — очень верное замечание, действительно похожа. Да и вообще, оружие для Тулы не просто бренд – это её дух, нутро, почва под ногами. К счастью это или к сожалению – не вопрос данной выставки. Но в урбанистке принято считать, что город – это сложноустроенный организм, в котором важную роль играют соотношения и соразмерности – людей и домов, парков и заводов, торговых центров и театров, скамеек и парковок, старого и нового, престижного и маргинального. И крен в ту или иную сторону нарушает равновесие. Обращение к совершенно забытому сюжету об оружейниках, которые мастерски делали прививки и разводили плодовые сады, – это одна из множества попыток движения в сторону баланса, а значит, в каком-то смысле и спасения.
Почему сюжет о садах полностью вычеркнут из городской памяти, традиций, историй, наших ностальгических переживаний и амбиций? Это о чем-то говорит? Есть ли у Тулы природное содержание – солнечные дни, цветущие деревья, восхитительные закаты, пленительные дали? Почему в городе нет, к примеру, ботанического сада, почему так мало бульваров, аллей, парков и садов? Это проблема. Но она заключается не только в дефиците красоты и чистого воздуха. Возможность видеть, как из почек распускаются листья, потом стареют и опадают, а потом снова распускаются – значит, получать подтверждение, что жизнь продолжается и будет длиться всегда. Это значит – иметь образ будущего. Не свидетельствует ли утрата образа сада о том, что мы потеряли образ будущего? Размышления (страхи, сожаления) об этом уже стали чем-то привычным в современном мире. Поэтому образ сада так важен сегодня. Человек, задумавший и посадивший сад, может не застать поры его цветения и плодоношения. Только уверенность в будущем (и не столько в собственном, сколько в будущем других) позволяет выращивать сады. В основании этого занятия лежит существенный для любого развития принцип – готовность к отложенному результату: сегодняшние усилия, труд и терпение – все это ради цели, которая будет достигнута потом, не сейчас, возможно, не нами. В то же время сад, как это ни парадоксально звучит, олицетворяет наследие. Потому что работа с наследием, это не возвращение прошлого, это возделывание того, что мы оставим после себя. Мы предлагаем подумать об этом, припоминая попутно, что Тула когда-то утопала в садах. Кто знает, может быть, одно только это усилие станет маленьким, почти незаметным шагом вперед.
/Лилия Кашенцева/
Выставка работает с 14 марта по 14 сентября в Нимфозориуме.
Адрес: Тула, ул. Металлистов, 19.