Государственный музей-заповедник «Царское Село» отреставрировал три самые большие люстры из своей коллекции.
В парадные залы Александровского дворца после реставрации вернулись три люстры конца XVIII века, созданные по рисунку Джакомо Кваренги, каждая – на 100 свечей. Они выполнены из бронзы, стекла и хрусталя и впечатляют своими размерами: высота 3,5 метра, вес – более 240 килограммов. В коллекции музея нет других люстр с такими размерами и рассчитанных на такое количество свечей. Работы по реставрации выполнили специалисты мастерской «Студия Южаковой».
– В процессе работ люстры разобрали на детали и расчистили от всех видов загрязнений. Реставраторы устранили разрывы бронзы, трещины, каверны и восполнили позолоту в местах утрат. По имеющимся аналогам изготовили недостающие детали. Если вы посмотрите на эти люстры, то увидите, что их хрустальный убор чрезвычайно богат и разнообразен – они щедро украшены многочисленными гирляндами, подвесками, обелисками разных размеров и гранеными розетками. Мастера также отреставрировали сколы и восполнили утраты на центральной колбе рубинового стекла. Работа со столь хрупким материалом, особенно в таком объёме, требует предельной деликатности и мастерства, – говорит хранитель музейной коллекции «Металл» ГМЗ «Царское Село» Екатерина Стадлер.
Реставраторы заменили старую электропроводку, завершающим штрихом стало изготовление трубок молочного стекла, имитирующих свечи.
Первоначально люстры создавались для Георгиевского зала Зимнего дворца, но в этом интерьере никогда не находились. Они были заказаны в количестве восьми штук (изготовили только три) в петербургской бронзолитейной мастерской Иоганна Цеха, которая специализировалась на производстве светильников данного типа. Тогда каждая из них была изготовлена на 50 свечей. После смерти Екатерины II император Павел I распорядился украсить ими залы своей новой резиденции – Михайловского замка? откуда впоследствии они вернулись в Зимний дворец.
Люстры поступили в Царское Село в 1830 году; по этому поводу министр Императорского двора Петр Волконский писал: «Государь Император Высочайше соизволил, бывшие в Концертном зале Зимнего дворца большие люстры исправить, и потом три из них отправить в Царское Село к генерал-лейтенанту Захаржевскому <…>, где должны быть повешены в большую гостиную или большую залу».
Композиционную основу люстр составляет массивный ажурный обод со стеклянным поддоном внизу и центральный шток с балясинами рубинового стекла. Вся конструкция крепится на цепях, сходящихся к розетке с шишкой, увенчанной «фонтаном» с подвесками. Сочетание золоченой бронзы и бликов хрусталя, особенно при зажженных свечах, создавало необычайно декоративный зрительный эффект. Подобный тип люстр разработал итальянский архитектор Джакомо Кваренги для оформления парадных дворцовых залов.
С момента поступления в Царское Село люстры разместили в трех залах парадной анфилады Нового (Александровского) дворца – Полукруглом и Портретном залах и Мраморной гостиной. В 1848 году по распоряжению императрицы Александры Федоровны для лучшего освещения к каждой люстре добавили по 50 рожков для свечей на вновь изготовленных двух тонких обручах; в начале 1900-х люстры электрифицировали. Во время Великой Отечественной войны ценные предметы эвакуировали: одну люстру – в Новосибирск, две – в Сарапул.
Напомним, что первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны – открылись для посетителей в августе 2021 года. В феврале 2023-го завершены работы в Зале с горкой. Реставрация дворца и его приспособление к современному использованию продолжается. В 2025 году в экспозицию войдут парадные залы – Полукруглый и Портретный залы, Мраморная гостиная.