Наша небольшая выставка может служить коротким художественным комментарием к истории иллюстрации «Евгения Онегина». «Главная добродетель иллюстратора – умение читать Пушкина», - писал в 1967 году известный русский график Николай Васильевич Кузьмин. История иллюстрации знаменитого пушкинского романа – подтверждение литературного и художественного опыта художника, создавшего к нему самую знаменитую серию картинок.
Первые иллюстрации к роману появились в 1828 году, когда были изданы только шесть глав. Выполнены они были по рисункам молодого художника А.В. Нотбека и помещены в «Невском альманахе на 1829 год». Это гравюры С.Ф. Галактионова, Е.И. Гейтмана, А.А. Збруева. М.И. Иванова, И.В. Ческого. Опыт однако был признан неудачным.
«Только неумением художника «унизиться до "смиренной прозы"», т.е. просто, «без искусства», изобразить жизнь, как это впервые сделал Пушкин в романе» объяснима эта неудача первой попытки создать художественную интерпретацию текста романа (Павлова Е.В. Пушкин в русской советской иллюстрации. М.,1987. С.8.). Неудача приписывалась именно автору рисунков, а не гравёрам.
После смерти Пушкина первым удачным опытом иллюстрации к роману станет «Татьяна» (1862 г) М.О. Микешина , гравюра на стали; и хотя художник погрешит в изображении бытовых деталей, по духу гравюра будет отвечать пушкинскому замыслу и станет трогательным художественным впечатлением для многих поколений читателей романа. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что собиратель пушкинской реликвий А.Ф. Отто - Онегин , живя в Париже, экслибрисом к своему собранию изберёт эту известную для каждого русского читателя гравюру.
Примером интересной в историческом, но наивной в художественном плане иллюстрации являются рисунки А.Ф. Густавсона , литография М.П. Клодта, картинка к «Онегину» из серии художественных приложений к журналу «Нива», исполненные во второй половине XIX века.
Любопытна картинка О.Л. Делла-Вос - Кардовской, художницы, исполнившей вместе с мужем, известным графиком Дмитрием Кардовским, иллюстрации к «Евгению Онегину» по заказу театральной секции в 20-х годах XX века.
В 1933 году, к 100-летию выхода в свет романа, было подготовлено его юбилейное издание. Иллюстратором стал известный русский график Н.В. Кузьмин. Цикл иллюстраций к роману представлял собой серию из 141 рисунка пером в манере рисунков-набросков, имитировавших манеру самого поэта. Это стало своеобразным открытием в художественной интерпретации Пушкина. «Они были новы вдвойне: по замыслу и по манере исполнения. Кузьмин оказался тем редкостным художником, который благодаря своему природному дару историка и лингвиста смог постигнуть и графически выразить восприятие «живого» Пушкина своими современниками… Рисунки произвели ошеломляющее впечатление своей необычностью…» ( Павлова Е.В. Пушкин в портретах. М., 1989.С.107-109).
Другой известный иллюстратор Пушкина и замечательный русский график, представленный на выставке - Ф.Д. Константинов. Более известны его иллюстрации к «Медному всаднику» и «Полтаве»; в нашем собрании три ксилографии к роману «Евгений Онегин». Художника считают глубоким истолкователем творчества А.С. Пушкина. И это стало возможным, прежде всего, потому, что Ф.Д. Константинов, так же как Н.В. Кузьмин, был внимательным читателем Пушкина.
Графика П.Л. Бунина, рисунки к роману, выполненные в середине XX века, продолжают традицию читающего художника, внимательного к пушкинскому слову и осторожного в художественной его интерпретации.
О.Н. Сандалюк,
хранитель ИЗО
В качестве примера издательской судьбы романа «Евгений Онегин» на выставке представлены книги из собрания научной библиотеки музея. А изящные изделия из бисера и бисерные картинки пушкинской и послепушкинской поры из фонда декоративно-прикладного искусства служат своеобразной иллюстрацией времени, когда чтение, письмо и домашнее рукоделие были основным содержанием усадебной жизни в России.