5 марта во Дворце культуры "Магнезит" (г. Сатка) открылась выставка "Весть". На ней представлены 23 произведения из собрания Русского музея. Выставка посвящена проблеме передачи, получения и достоверности информации в ее художественной интерпретации. Экспозиция позволяет по-новому взглянуть на мир информации и ощутить, что в центре любого технологического процесса всегда остается человек.
В прошлом году масштабная новаторская выставка "Весть" с большим успехом демонстрировалась в корпусе Бенуа Русского музея. В Сатке представлены избранные произведения, входившие в состав той экспозиции: вместе с шедеврами Василия Перова, Николая Касаткина, Александра Лактионова зрители увидят и работы современных мастеров.
Выставка организована при поддержке Группы Магнезит в рамках проекта "Русский музей. Сатка".
Город Сатка и Русский музей уже более десяти лет объединяют прочные культурные связи. Начиная с 2013 года, в Сатке регулярно проходили выставки одной картины из цикла "Шедевры Русского музея", где посетители могли увидеть "Запорожцев" Ильи Репина, "Девятый вал" Ивана Айвазовского, "Портрет Ф.И. Шаляпина" Бориса Кустодиева и другие известнейшие произведения. В 2016-м в Сатке открылся виртуальный филиал Русского музея. В 2024-м началась работа над проектом "Русский музей. Сатка", в рамках которого будет создан просветительский и выставочный центр Русского музея в Челябинской области.
Начиная с классических произведений, через переосмысление русского авангарда и отражение в искусстве "вестей из космоса", посетители выставки "Весть" познакомятся с разнообразием художественных образов, посвященных теме вестей и коммуникации: от привычных средств связи (письмо, телефон, телевизор, радио, компьютер) до медиа-артов и других воплощений цифровой информации.
Выставку открывают произведения классиков русского искусства (Василий Перов "Сплетница", 1875; Николай Касаткин "Клевета", 1893). Благодаря соседству с работами современных авторов хрестоматийные картины получают новое, нестандартное звучание и становятся ключом к пониманию творчества творцов нашего времени.
Произведения, связанные с отправкой и чтением частной корреспонденции, раскрывают и образ создателей новостей, и образ получателей, адресатов (Неизвестный художник "Женщина, пишущая письмо", XVIII век; Неизвестный художник "Портрет неизвестного в мундире губернского прокурора с письмом в руке. 1820-е). Личные письма отделяют человека от публичного пространства, главное в таких картинах - духовный мир человека. От этих произведений тянутся нити к знаменитой картине Александра Лактионова "Письмо с фронта" (1962). Личное письмо становится символом добрых вестей для всех, кто их ждёт в тревожное время.
В произведениях начала и середины ХХ века, посвященных газетам, газета изображается в различных качествах: политической реплики, знака времени, символического элемента, образа перемен (Николай Радлов "Член профсоюза! Читай свою газету - Ленинградский рабочий", 1924; Дмитрий Буланов "Подписывайся на почте на 1930 год", 1929; Гелий Коржев "Газетчик", конец 1950-х - 1960-е). Тема газеты вдохновляет и современных художников. Специально для выставки петербургский дизайнер Татьяна Парфенова придумала объект "Костюм для журналиста" (2024).
Когда в мир информации пришло радио, это глобальное технологическое изменение тоже нашло отражение в мире искусства (Владимир Малагис "Слушают доклад И.В. Сталина", 1933). Позднее это произошло уже с телевидением (Юлия Сегаль "Женщина у телевизора", 1980).
Телефонная связь обладает впечатляющим эмоциональным спектром - от пугающих "звонков сверху" до тёплых, домашних бесед (Олег Комов "Девочка у телефона", 1960; Максим Митлянский "Телефон II", 2013-2015).
Отражена в экспозиции и интригующая тема дезинформации, слухов и сплетен. Они являются тёмной стороной коммуникации, без которой она, однако, не может существовать.
Авторов нового поколения интересуют самые острые и актуальные темы, среди них - визуальный язык для обмена информацией между человеком и цифровой вселенной. Впечатляющий пример - видеоинсталляция Rinatto L'bank "Очередное потерянное поколение" (2024). Художник исследует визуальные коммуникации и процессы мутации человеческого тела в киберпространстве.
Выставка продлится до 25 апреля.