На выставке великой русской художницы - Зинаиды Серебряковой (1884-1967), горячо любимой в России, будут представлены её живопись, акварели и карандашные рисунки. Выставка приурочена к 125-летию художницы а также «Году Франции в России и России во Франции», поскольку большую часть жизни художница прожила во Франции, где и была похоронена. Выставка в «Доме Нащокина» бесспорно станет самым ярким событием в культурной жизни Москвы.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) родилась в 1884 году в имении «Нескучное» Белогородского уезда, Курской губернии (ныне Харьковская обл., Украина). Семья Зинаиды Евгеньевны - Бенуа-Лансере, подарила миру искусства таких выдающихся деятелей как архитектор Н.Л.Бенуа, дед Серебряковой по материнской линии, художник и историк искусств А.Н.Бенуа – ее дядя, скульптор Е.А.Лансере - отец, братья - архитектор Н.Е.Лансере и художник Е.Е.Лансере, дальним родственником по материнской линии был актер Питер Устинов. Казалось бы родившись в такой семье невозможно выбрать путь далекий от искусства, поэтому неудивительно, что по окончании женской гимназии в 1900 году Зинаида Серебрякова поступила в художественную школу, основанную княгиней М.К. Тенишевой. Грани своего таланта уже замужняя Серебрякова (муж железнодорожный инженер Б.А.Серебряков) оттачивала в Париже в 1905-1906 гг. посещая академию "Гран Шомьер".
По возвращению в родное имение Зинаида Евгеньевна упорно работала и спустя некоторое время к ней пришел успех. В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобрела автопортрет художницы «За туалетом» (1909) и гуашь «Зеленя осенью» (1908). В дореволюционные годы Зинаида Серебрякова создала свои лучшие произведения, посвященные русской деревне, крестьянскому труду и красоте родной природы, ведь сюжеты картин были ей хорошо знакомы по жизни в «Нескучном». В 1914—1917 годах Серебрякова написала серию картин, которые давно вошли в золотой фонд мировой живописи. В 1916 году дядя художницы – А.Н.Бенуа привлек ее к работе над росписью Казанского вокзала в Москве. Серебрякова занялась темой востока и создала эскизы, где аллегорически представила страны - Индию, Японию, Турцию в виде прекрасных женщин.
Резкий контраст с ранним творчеством Серебряковой – постреволюционный период: жизнь в эмиграции, в Париже, полная лишений, разочарований, обманутых надежд и профессиональной невостребованности. Во время гражданской войны, муж Зинаиды Евгеньевны был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». В 1919 г. от тифа умер супруг художницы. Родовое поместье «Нескучное» сгорело, пламя пожара унесло все ее работы. Новый уклад жизни диктовал свои правила в творчестве. Не желая создавать портреты комиссаров или творить в футуристическом стиле, Зинаида Евгеньевна нашла работу в Харьковском Археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. Так некогда успешная художница, счастливая жена и мать остается без средств к существованию с больной матерью и четырьмя сиротами на руках. Обстоятельства заставили Серебрякову оставить родину и отправиться на некоторое время во Францию. Эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже, она написала четыре его портрета, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.
В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа, которую делила вместе с актерами МХАТа, поселенных к ней «на уплотнение». Дочь Зинаиды Евгеньевны - Татьяна начала заниматься балетом. Вместе с дочерью художница посещала Мариинский театр, где постоянно рисовала. Творческое общение с балеринами отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.
В 1924 г. Зинаида Евгеньевна получила заказ в Париже на декоративное панно. Когда осенью этого года художница отправилась во Францию на заработки, как предполагалось на несколько месяцев, она не догадывалась, что вернуться на родину ей будет не суждено. В чужой стране Серебрякова оказалась оторванной от своих детей, хотя двух младших ей вскоре удалось вернуть. Все деньги, которые она зарабатывала отправлялись на родину. Контакты с Серебряковой разрешили только во времена Хрущовской оттепели и, после 36 лет разлуки, художницу посетила ее дочь Татьяна. В 1965-1966 г. к Зинаиде Евгеньевне приходит неожиданная слава на родине. Крупные выставки ее работ прошли в Москве, Ленинграде и Киеве, большими тиражами печатались ее альбомы, а картины сравнивались с работами Боттичелли. Советский союз заново открыл для себя талант Серебряковой слишком поздно - в 1967 г. в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна скончалась в Париже, где похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Персональных выставок Зинаиды Серебряковой в России проходило незаслуженно мало, несмотря на, что она одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Галерея «Дом Нащокина» уже дважды делала ее выставки, которые имели огромный успех, но творчество Зинаиды Серебряковой столь многогранно, что к ее юбилею была подготовлена экспозиция из тех работ, которые никогда не были выставлены. Публике будут показаны малоизвестные картины из частных собраний и фондов российских музеев, таких как Государственный Русский музей, музей-заповедник «Петергоф» (С.-Петербург), Вологодская областная картинная галерея, Владимиро-суздальский музей, Калужский областной художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Тульский художественный музей. Кроме того на выставке в «Доме Нащокина» будут представлены работы из собраний украинских музеев Донецка, Одессы, Николаева и Киева, что может стать отличным начинанием широкого культурного обмена между Россией и Украиной.