Настоящая выставка интересна тем, что она семейная. Здесь представлены работы народного художника России Василия Михайловича Звонцова (1917 – 1994), его дочери, графика Екатерины Васильевны Звонцовой (1947 – 2006), и два живописных портрета работы Марии Леонидовны Рудницкой (1916 – 1983), первой жены Василия Михайловича и матери Екатерины. Экспозицию составили работы, приобретённые музеем в 2008 году. Произведения В.М. Звонцова приобретены у его вдовы, З.И. Костко – Звонцовой, и пополнили музейную коллекцию художника, составляющую около 300 листов. Коллекция графики Е.В. Звонцовой передана в дар заповеднику художницей Коринной Германовной Претро. Благодаря ее неравнодушию и участию в судьбе наследия Е.В. Звонцовой творчество художницы уцелело после её смерти и вошло в собрание музея. Вместе с графическими работами Коринной Германовной были переданы в дар семейные фотографии, также представленные на выставке и являющиеся выразительным контекстом к творческой судьбе семьи Звонцовых.
С творчеством Василия Михайловича и сотрудники Заповедника, и постоянные посетители нашего музея хорошо знакомы. Графика Екатерины Звонцовой для всех нас – открытие, и открытие очень радостное. Акварель, гуашь, карандаш, офорт, резцовая гравюра – техники, в которых она работала. Сложная техника офорта и резцовой гравюры освоена ею в совершенстве. Учителем ремесла был для неё, кроме А.Ф. Пахомова, в творческой мастерской которого она училась в Институте им И.Е. Репина, и отец, В.М.Звонцов, мастер офорта; а содержание, темы работ – это уже собственный, Катин взгляд на мир, нас окружающий. И этот взгляд в чём-то представляется родственным отцовскому: любовь к незаметному вокруг нас, природе, её меняющимся состояниям. Но в этот незаметный мир художница включает предмет, и одним из постоянных жанров её творчества становится натюрморт, составленный из самых обыденных, простых вещей деревенского быта. Быта, который она выбрала как среду своего существования в последние годы жизни, прочно поселившись в деревне. Но и дипломной работой её была серия офортов на тему: «Деревенский натюрморт» (20 листов).
У художницы внимательная, целомудренная душа, строгий, рабочий взгляд на мир, её работы пронизаны сдержанной лирикой. Вполне оправданно А.Ф. Пахомов назвал их «стихотворениями в прозе»; она видит красоту окружающего мира и передаёт эту красоту бумаге, чтобы «остановить мгновение» для нас, зрителей.
Удивительный художественный талант отца нашёл достойное развитие и воплощение в творчестве дочери. В этом нас убеждает их соседство на представленной выставке.
Василий Михайлович Звонцов родился в Вологодской области в семье сельского учителя. Рисовал с детства и с детства хотел стать художником.
В 1939 году окончил в Ленинграде художественное училище и тогда же поступил на первый курс Всероссийской Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина) на факультет живописи; обучение было прервано призывом для службы в армии.
Потом Великая Отечественная война. На фронте с 1942 года, воевал в пехоте, участвовал в боях за освобождение Калининской области, Белоруссии, Латвии, Польши, закончил войну в Берлине. Дважды был ранен, один раз контужен. Награждён пятью боевыми орденами и шестью медалями.
Осенью 1946 года был демобилизован и снова начал учиться в Институте. Преподаватели - художники К.И. Рудаков, Л.Ф. Овсянников, М.Г. Платунов, А.Ф. Пахомов. Окончил графический факультет в 1952 году. Тема диплома - «По дорогам войны».
С 1953 по 1970 гг. В.М. Звонцов преподавал офорт на графическом факультете Института им И.Е. Репина. В 1970 - 1974 гг. – главный редактор издательства «Аврора». Народным художником России стал в 1983-м году.
С 1956 года его биография и творчество тесно связаны с Михайловским, где он создал целую серию графических работ, представляющих пейзажную летопись пушкинских мест. С 1957 года и по сегодняшний день по его инициативе Институт имени И.Е. Репина Академии художеств проводит практику студентов в музее-заповеднике. Много лет практикой графиков руководил он сам.
Первая персональная выставка его работ была в 1962 году в Тригорском, в честь открытия восстановленного Дома-музея Осиповых и Вульфов. На ней было представлено более 50 гравюр, рисунков, акварелей.
В.М. Звонцов иллюстрировал пушкинские «Стихи, написанные в Михайловском», собрание его стихотворений «Под вашу сень, михайловские рощи» (вместе с художником В. Смирновым), все издания рассказов своего друга Семёна Степановича Гейченко «У Лукоморья». Сделал иллюстрации к последней книге стихов их общего друга М.А. Дудина (1916 – 1994) «Дорогой крови по дороге к Богу».
Екатерина Васильевна Звонцова родилась в Ленинграде, в семье художников Василия Михайловича Звонцова и Марии Леонидовны Рудницкой.
В 1972 году закончила графический факультет Института им. И.Е. Репина по мастерской станковой графики под руководством А.Ф. Пахомова. Тема диплома -«Деревенский натюрморт» (20 листов). С 1973 года член ЛОСХ.
Участница многочисленных выставок в России (Омск, Москва, Мурманск, Псков) и за рубежом (Германия, Франция, Корея), работала в книге, преподавала офорт в Институте им. И.Е. Репина.
С раннего детства она вместе со своим отцом, народным художником В.М. Звонцовым, другом директора Пушкинского Заповедника С.С. Гейченко, часто бывала в Михайловском.
В конце 1980-х гг. Е. Звонцова поселяется в псковской деревне Чернецово и создает свою лучшую серию рисунков и гуашей, посвященных жизни русской деревни.
О.Н. Сандалюк, хранитель фонда ИЗО