С 8 по 11 октября в Международном Центре Рерихов (МЦР) прошла Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха». В рамках конференции состоялось открытие выставки с одноименным названием и презентация фотоальбома «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха». В этом издании собрано около двухсот фотографий, сделанных Генеральным директором Центра-Музея имени Н.К. Рериха, академиком РАЕН и РАКЦ, известным ученым-индологом Л.В. Шапошниковой. В 1970-е годы она прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха и отразила итоги своего путешествия в трудах и фотографиях.
Центрально-Азиатская экспедиция по уникальности маршрута и собранным материалам по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Азия всегда привлекала внимание Н.К.Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. В ходе экспедиции был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай-Гималаи»), созданы сотни живописных полотен.
Фотоальбом «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» стал своеобразным проводником по тем местам, где проходила экспедиция. Фотографии Л.В.Шапошниковой дают нам уникальную возможность увидеть и почувствовать то, что открывал для себя Н.К.Рерих на маршруте экспедиции: величественность и красоту храмов и пейзажей Индии, многовековую культуру Азии. И в то же время эти фотографии несут на себе отпечаток авторского взгляда, поражают способностью Людмилы Васильевны запечатлеть самое яркое и характерное, удивляют высоким мастерством исполнения и утонченностью световых сочетаний. Ряд снимков посвящен памятникам истории Азии, которые упоминаются в дневниках Н.К. Рериха, например, королевский дворец в Ладакхе, монастырь Тиксе, статуя Будды и др. Многие народы, проходившие по великому караванному пути, оставили здесь свой след: каменные стелы, тюркские бабы, менгиры, курганы. Эти древние знаки также нашли отражение на фотографиях Л.В.Шапошниковой.
Выставка «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха», торжественное открытие которой состоялось в МЦР 8 октября, представлена тремя разделами:
- живопись Н.К. Рериха – полотна, написанные художником на маршруте экспедиции, и репродукции его картин;
- документы и фотографии из фондов Музея имени Н.К. Рериха;
- фотографии Л.В. Шапошниковой, сделанные во время ее путешествия по маршруту Н.К.Рериха.
Идея такой комплексной выставки принадлежит самой Л.В.Шапошниковой.
Среди картин, представленных на выставке, полотна Н.К.Рериха – «Красный всадник», «Зов вечером» и другие, а также два произведения сыновей художника – «Гималайский пейзаж» С.Н.Рериха и графическая работа Ю.Н.Рериха.
Документы, которые вошли в оформление выставки, взяты из архивов МЦР и многие представлены широкой общественности впервые. В их числе: письма Н.К.Рериха из Улан-Батора; записи Е.И.Рерих, которые она вела на маршруте; копии паспортов Рерихов и т.д. Эти документы открывают немало интересных подробностей экспедиции Н.К.Рериха, особенно касающихся наиболее трагической части ее маршрута, когда путешественники были задержаны тибетскими властями на пять месяцев на высокогорном плато Чантанг и чуть не погибли в суровых условиях.
Выдающийся ученый-востоковед Ю.Н.Рерих, вместе с отцом прошедший весь маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, писал:
«Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее… В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока».
Международная научно-общественная конференция «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» привлекла внимание ученых к итогам этой уникальной экспедиции и помогла оценить ее огромное научное и культурное значение.