Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Ильгиза Гимранова, который смог разглядеть ностальгическую красоту в живописной неустроенности родных дворов
• Около 40 городских пейзажей из серии, которую автор называет любовно - "Хрущевочки"
• Панельный дом как новый архетип родного очага
• Вневременные сюжеты, герои которых бредут куда-то из века в век
Воспевание советского типового - панелек, школ, гаражей, бетонных заборов - стало трендом в середине 2010-х благодаря соцсетям: интернет-пользователи увидели во всем этом ностальгическую красоту и научили друг друга восхищаться тем, что раньше вызывало только уныние. Панельный дом стал новым архетипом родного очага, сменив на этой позиции деревянную избушку, из печной трубы которой густо валит дым. Многие из этих построек, таких уютных и знакомых с детства, пожалуй, каждому из нас, в свое время пали жертвой типовых микрорайонов. Окраины же современных городов продолжают густо застраиваться 25-этажными "человейниками" - в будущем, возможно, уже они будут вдохновлять наших потомков.
Детство Ильгиза Гимранова прошло преимущественно в хрущевках, а потому свою серию сам он называет любовно - "Хрущевочки". В картину обыденного художник вносит метафизику: дворы и улицы он нередко изображает сверху, отстраненно, как бы с позиции Бога. Надмирная точка зрения позволяет широко охватить происходящее, не придавая особого значения депрессивным коммунальным обстоятельствам. Мусор, разбитые газоны и трубопроводы автор не маскирует, но романтизирует: эти и другие неприглядные подробности он окутывает сумерками либо покрывает свежим снегом или нежной зеленью. Все это может напоминать изобразительные приемы Питера Брейгеля Старшего: в его работах мы тоже наблюдаем за событиями с высоты - кстати, типичный для застройки XVI века красный кирпич в произведениях Гимранова тоже присутствует.
В гимрановских экстерьерах разворачиваются щемящие и вневременные сюжеты. Его постоянные герои - мальчик с собакой и женщина, держащая за руку ребенка, - бредут куда-то из века в век и чем-то напоминают странника, которого Исаак Левитан изобразил на своей "Владимирке". Кажется, что скверная дорога не просто уходит вдаль, за горизонт, но сквозь годы тянется в сегодняшний день, прямо в эти узнаваемые дворы. Неслучайно одна из работ Ильгиза носит название "Пространство без времени". "Если рассматривать городские пейзажи Гимранова как некую целостность, возникает ощущение остросовременного системного художественного мышления с многослойностью аллюзий, отсылок, критических установок. <…> Человеческое, пробивающееся в депрессивном окружении, - давняя тема русского искусства", - отмечает российский искусствовед Александр Боровский.
Типовые жилые районы с малоэтажной застройкой вроде наших хрущевок встречаются во многих уголках мира. Например, в Хельсинки подобные места утопают в зелени, обилие которой приходится по вкусу и белкам, скачущим по деревьям, и самим финнам - тут же, у подъездов, на лавочках можно увидеть мужичков, ровно таких же, как наши, неравнодушных к беседе под пиво. Но комфорт и уют подобных районов вряд ли вдохновил бы автора, который в своих философских сюжетах находит смысл в одиночестве героев, явленном на фоне живописной неустроенности родных дворов.
Интересно, однако, что стилистически жилые дома Ильгиза Гимранова все же отличаются друг от друга: одни предстают опрятными и безмятежными, в духе соцреализма, иные разрушаются и стареют вместе со своими обитателями, а из других уже вовсе ушла жизнь... "Художник, - как утверждает Александр Боровский, - умеет показать свои хрущевки как субъект проживаемости. В них проходит жизнь. И вовсе не однотипная, не рядовая".
Об авторе
Родился в 1960 году в Казани. С 1978-го по 1986-й Ильгиз работал в мастерской художника Ильдара Ханова, где изучал монументальную живопись, скульптуру и мозаику. В 1987 году Гимранов основал галерею "Арсенал", которая стала центром притяжения неофициального искусства Татарстана.
Произведения автора представлены в коллекциях Государственного Русского музея в Петербурге, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль", Национального музея Республики Татарстан и Музея национальной культуры в Казани, а также в собрании музея современного искусства ZAMAN в Уфе.
Даты проведения выставки: 14 февраля 2025 - 11 мая 2025.
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург