С 14 февраля по 1 июня на трех этажах Музея русского импрессионизма развернется масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других, импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. В экспозиции произведения 70 мастеров от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят представить, насколько масштабным и распространенным было это явление в отечественной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.
Сегодня термин «русский импрессионизм» стал общепринятым: ведущие специалисты и учреждения по всей России посвящают выставочные и издательские проекты этому явлению, хотя еще в дни открытия музея в 2016 году оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. Этим проектом музей не ставит перед собой задачи проследить весь путь импрессионизма в России или сформировать глоссарий отечественных мастеров-«впечатленцев». Выставка познакомит с ключевыми чертами импрессионистической стилистики и подчеркнет ее национальные особенности.
Откроют экспозицию полотна, «изображающие воздух» и выявляющие природу света. Следом за ними будет представлена работа живописцев с цветом. Русские художники, как и их французские коллеги, экспериментировали с палитрой и пришли к несвойственной для направления темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор предлагает термин «черный импрессионизм».
Отдельное внимание будет уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского, впервые приравненным импрессионистами к самостоятельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные композиции Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Практике импрессионизма будет посвящен и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.
Открытием импрессионизма стали и демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, посещения кафе и театров. Приобрел популярность «русский мотив»: посетители увидят, как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьянки в исполнении Абрама Архипова. Новаторские композиционные приемы мастера заимствовали также из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.
На трех этажах музея будут собраны более 150 произведений из 75 частных и государственных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.
Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Корина также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея будет создана инсталляция «Наглядные пособия», посвященная свету как физическому явлению. Произведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.
К выставке будет выпущена книга о русском импрессионизме. В программной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искусствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и рассказывает, как импрессионистические приемы и методы помогали Илье Репину и Василию Поленову, Константину Коровину и Валентину Серову, а следом за ними и Михаилу Ларионову и Роберту Фальку в решении творческих задач, а также как пленэрные практики повлияли на русское искусство. Альбомную часть дополнят аннотации о собранных в экспозиции работах с биографическими справками о художниках.
В 2025 году музей продолжает сотрудничество с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». При участии партнера инклюзивной программы будут созданы тактильные станции. Для грядущей экспозиции их количество увеличится до шести. Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с тактильными барельефами к работам Константина Коровина, Николая Фешина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Игоря Грабаря и Ивана Куликова как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. По окончании выставки макеты станут доступны посетителям музеев Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.
Дополнить впечатление от картин позволит акустический перформанс от Театрального салона «Сцена 23». Режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шепотом, шагами — и помогает погрузиться в атмосферу экспозиции. В рамках просветительской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.
Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.