Государственной Третьяковской галерей приобретены письма выдающегося русского художника Константина Алексеевича Коровина (1861 - 1939) - 21 письмо художника и одно письмо сына живописца, Алексея, Ивану Кондратьевичу Крайтору. Письма приобретены у Любови Еремеевны Чернышевой - наследницы и владелицы архива И.К.Крайтора (? -1957).
Эта коллекция писем - редкая удача. По утверждению Н.М.Молевой - первого крупного исследователя творчества К.А.Коровина, публикатора документов о его жизни и деятельности: "...художник не любил писать письма". По утверждению И.С.Зильберштейна и В.А.Самкова - исследователей литературного наследия Константина Коровина мы знакомы с "... частично дошедшим до нас архивом художника". Поэтому сегодня каждое новое, до нынешнего времени неизвестное письмо К.А.Коровина уникально.
Письма знаменитого художника к И.К.Крайтору - художнику, реставратору, коллекционеру - с обращениями: "дорогой Иван Кондратьевич", "голубчик Кондратьевич", "милый Кондратьевич", "Кондратьевич" носят открытый, доверительный характер. До 1923 года К.А.Коровин считал его не только своим посредником в продаже картин и других делах, но и близким другом.
Коллекция писем (1915 - 1921) относится к последним годам жизни и деятельности К.А.Коровина в России. Три первых письма (18.11.1915, 7.7.1916, 18.7.1916) содержат информацию о продаже картин Коровина и новых замыслах, о его поездках в Крым, южных впечатлениях и новых творческих работах, предполагаемой поездке на фронт. Все же остальные письма (1917 - 1921) относятся к периоду тяжелых лет разрухи после октябрьского переворота. За исключением нескольких писем из Охотино, почти все они были написаны Коровиным в деревушке Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, куда художника с семьей случайно забросила судьба.
Необходимо отметить, что до настоящего времени было мало документальных свидетельств об этом периоде творческой деятельности художника. Из писем вырисовывается жизнь Коровина в этот период. Его преследует болезнь сердца, временами отказывает правая рука. Часто болеет жена. В доме голодно, не хватает хлеба, молока, "сахар снится во сне", нет спичек и свечей, нет денег. Вся надежда на продажу картин. Но самое страшное - постепенное исчезновение художественных материалов: красок, холста и др., так как Коровин несмотря ни на что продолжает работать. Почти в каждом его письме есть упоминания о новых произведениях. Художник интересуется выставками, подумывает о персональной. Но свои картины боится пересылать по почте или с кем-либо в это неспокойное время. К.А.Коровин всецело доверяет и полагается на своего посредника в делах, И.К.Крайтора.
В письмах упоминаются Шаляпины, Д.И.Толстой, В.С.Кузнецов, Л.В.Собинов, П.И.Нерадовский, И.Э.Грабарь, А.Н.Бенуа, С.Ю.Жуковский, И.И.Бельский, В.В.Рождественский, А.В.Моравов, В.К.Бялиницкий-Бируля, П.И.Суворов, С.С.Голоушев, А.ВЛуначарский, Н.М. и Б.П.Вышеславцевы, А.С.Барановская, Б.Леви и др., а также сын Алексей, в котором старший Коровин видит талантливого самобытного художника.
Письма К.А.Коровина, ранее неизвестные, станут значительным дополнением в собрании отдела рукописей Третьяковской галереи. Они быстро войдут в научный оборот и непременно будут использованы в исследовательской, выставочной, каталожной и реставрационной работе.