МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Русская средневековая живопись» в Дальневосточном художественном музее

c 29 июня по 22 сентябряХабаровский край
В рамках национального проекта «Культура» Дальневосточный художественный музей, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, он всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.

Работа Овчинникова порой приводила к подлинным научным открытиям. Так, раскрытие авторской живописи на вологодской иконе первой трети XIV века «Богоматерь Умиление (Толгская Подкубенская)» (Вологодский государственный музей-заповедник) сделало доступным для зрителей и исследователей памятник, стоявший у истоков целой художественной традиции, а увлеченное изучение техники так называемой золотой наводки, с которой Адольфа Николаевича познакомил выдающийся мастер-серебряник Ф.Я. Мишуков, переросло в подробно иллюстрированную и редкую для 1970-х монографию о знаменитых вратах суздальского собора Рождества Богородицы первой четверти XIII века.

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах — от приготовления красок и подготовки основы до завершающих штрихов, в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке.

Делая копии храмовых росписей, Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера. Такой подход ярко проявился во время поездок по древним русским городам в 1950–1960-е годы. Привлеченный известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал об этом загадочном и необычайно сложном по составу и иконографии сюжетов памятнике небольшую книгу, которая до сих пор остается востребованной исследователями. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь к ней обращался, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков, среди них — экспонируемые на выставке «Деисус, с великомученицами Варварой и Параскевой», «Рождество Христово» и «Воскресение — Сошествие во ад».

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Стремление к познанию глубинного единства церковного искусства и его сокровенного мистического содержания привело художника на христианский Восток — средневековое искусство Египта, Каппадокии и Грузии стало еще одной большой темой в его наследии. Дольше всего он работал в Грузии, где почти полностью скопировал целый ряд фресковых ансамблей IX–XIII веков..

В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри древних храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции. Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в силу разных причин в любой момент может быть утрачено. Еще в 1979 году на конференции в Тбилиси Овчинников впервые выступил с предложением создать на базе ВХНРЦ музей копий. Эта идея получила отклик в художественной среде и даже на государственном уровне, однако реализовать ее удалось лишь много лет спустя. В 2017 году по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации была организована научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

Мастерская А.Н. Овчинникова на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших культурных и интеллектуальных центров Москвы, притягивавших к себе множество любителей и почитателей средневекового искусства. Ее сокровища — копии-реконструкции, которые мастер демонстрировал своим друзьям, ученикам и коллегам, теперь доступны широкой публике благодаря всесторонней поддержке и личному участию Светланы Львовны Абрамовой, основателя Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.

Время проведения выставки: 29.06 – 22.09.2024

Хабаровск, ул. Шевченко, 7.

www.museum.ru/N85120
Ваше мнение »»

»»Дальневосточный художественный музей
Адрес:Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, 7
Проезд:Аэропорт - Комсомольская пл.: трол. № 1, маршр. такси № 60. Вокзал - Комсомольская пл.: авт. №№ 1, 4, 34
Телефоны:(4212) 31-4871, 32-8338
URL:artmuseum27.ru/
EMail:museum@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 22.07.2024
 x    ?  

I научный семинар имени Л.А. Творогова в Псковском музее

Научная конференция «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы» на Соловецких островах

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

Новая образовательная программа Академии Музея Победы

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

LII Международная научная конференция «Болдинские чтения»

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru