![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Фарфор и время» в Музее современной истории России
29 мая в Главном здании Музея современной истории России открывается выставка «Фарфор и время» к 100-летию Музея современной истории России и 280-летию Императорского фарфорового завода. Уникальные изделия из фарфора — посуду, скульптуру, шахматы, предметы декора, агитационный фарфор — представляет совместный выставочный проект Музея современной истории России и Императорского фарфорового завода. В экспозицию вошло около 260 произведений, созданных в XX — начале XXI века, в том числе работы знаменитых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Сергея Чехонина. Ведущее место на выставке занимает агитационный и супрематический фарфор. Аналогов этого направления нет ни в одной стране мира. Советская власть пыталась донести свои лозунги до людей всеми возможными способами, в том числе и через фарфоровые изделия. На выполнение этой задачи были брошены самые талантливые современные художники. В результате советский агитационный фарфор превратился в своеобразный плакат, став новым видом искусства и завоевавшим популярность во всем мире. В агитационном фарфоре появляются совершенно новые формы, образы, композиции, сюжеты, цветовые сочетания, отражающие динамику времени. Об этом свидетельствуют работы выдающихся художников — Казимира Малевича, Сергея Чехонина, Николая Суетина, ученицы Малевича Анны Лепорской. На выставке представлены супрематические чашки и чайники, футуристические тарелки с яркими революционными лозунгами, фигурки красноармейцев и буржуев, крестьян и рабочих, фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора-керамиста Натальи Данько. Революционную романтику постепенно сменила неоклассика, или «сталинский ампир», — с ясными сюжетами и спокойными строгими линиями. Этот период представлен вазами с портретами политиков и сценами мирной трудовой жизни, скульптурами счастливых пионеров, милиционеров, пограничников. В это время работали художники Галина Столбова, Владимир Богатырёв, Людмила Протопопова, многие другие. В творчестве фарфористов нашли отражение важные исторические события и явления: Великая Отечественная война, индустриализация, покорение космоса, спорт, технические достижения новейшего времени. Так, о войне нам рассказывают вазы, тарелки, скульптуры, изображающие военачальников, летчиков, танкистов, партизан; счастливые моменты Победы. Кстати, именно тогда появился знаменитый геометрический узор «кобальтовая сетка», ставший визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Придумала его художница Анна Яцкевич в 1944 году, когда фарфоровому заводу исполнилось 200 лет. Существуют две основных версии появления этого узора. Согласно первой версии художница взяла за основу узор, украшавший сервиз, созданный основоположником производства фарфора в России Дмитрием Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Орнамент «трельяжная сетка» повторял переплетения тонкой садовой решётки для вьющихся растений. По второй версии Анна Яцкевич обратила внимание, что заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов и белые лучи прожекторов, скрещивающиеся в небе, образуют специфический узор, который и перенесла в свое творчество. Посетители выставки смогут увидеть фарфоровые изделия, на которых в эффектный орнамент превращаются подъемные краны и трактора, самолеты, ракеты и спутники, фигуры лыжников и конькобежцев, а яркие цвета и графичность рисунков символизируют активное движение прогресса.
В экспозиции представлены и совсем недавние произведения, в которых отражается стремление современных мастеров к поиску новых форм и сюжетов. В дар Музею современной истории России от Императорского фарфорового завода будет передан уникальный сервиз «Нефть», изготовленный в 2024 г. и состоящий из 7 предметов (чашки с блюдцами, тарелки, кофейник и сахарница). Отдельный раздел посвящен процессу создания фарфоровых изделий. Он знакомит с основными этапами производства — например, «кобальтовой сетки»; показывает, как выглядит фарфоровая масса, инструменты, заготовки, эскизы. 29.05.2024 — 18.08.2024 (16+) www.museum.ru/N85057 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |