МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Архип Куинджи» в Новосибирском художественном музее

c 17 мая по 1 сентябряНовосибирская область
17 мая в Новосибирском художественном музее открывается выставка «Архип Куинджи», на которой представлены 36 произведений из художественного наследия великого пейзажиста, хранящихся в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), и 3 произведения из собрания Новосибирского государственного художественного музея.

Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) занимает особое место в истории русской пейзажной живописи второй половины XIX – начала XX века. Художник увидел в природе таинственную, притягательную красоту и сумел найти оригинальные живописные средства для ее воплощения.

На выставке экспонируются не только законченные произведения, но и этюды и эскизы, созданные в период затворничества (1882-1910), когда живописец прекратил официальную творческую деятельность. Первое знакомство зрителей с ними произошло лишь на посмертной выставке, организованной Обществом имени А.И. Куинджи в 1913–1914 годах в Петербурге и Москве.

Произведения представлены в трех залах: «Магия света», «Тайна красочной палитры», «Торжество природы». В каждом из них они объединяются условной темой, отражающей творческие устремления мастера.

Одна из ранних работ на выставке – «Осенняя распутица» (1870) – была представлена Куинджи на соискание звания классного художника первой степени в 1872 году. Она отмечалась в прессе как «самобытная вещь, обнаруживающая большое чутье к явлениям северной природы».

Демонстрируемые на выставке пейзажи написаны художником в разных живописных манерах: реалистической («Кипарисы на берегу моря. Крым», 1887; «Сосновый лес с речкой», 1878), пленэрно-импрессионистической («Облако. Закат», 1890-е; «Казбек вечером», 1900-е; «Степь. Пасмурный день», 1890 – 1895), с элементами стилистики модерна и символизма («Сумерки», 1890 – 1895; «Роща», 1900-е; «Солнечные пятна на инее. Закат в лесу», 1876 – 1890; «Дубы», 1900 –1905; «Березовая роща», 1879 – эскиз-вариант одноименной знаменитой «Березовой рощи», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее).

Создавая эти произведения, Куинджи ставил перед собой разные творческие задачи. В «Березовой роще» художник хотел передать иллюзию слепящего, хотя и не изображенного на полотне, солнца. Эту непростую живописно-пластическую задачу мастеру удалось решить с помощью новаторских приемов. Он смело фрагментирует композицию, подбирает точные красочные сочетания, варьирует фактуру мазка, использует богатые возможности цветового пятна и подмалевка.

В работах «Лунная ночь» (1890-е), «Сумерки» (1890 – 1895), «Лунная ночь на море. Крым. Этюд» (1876 –1890), «Лунная ночь. Раздумье» (1876 – 1890), «Ночь на Днепре» (1890-е) Куинджи разрабатывает эффекты ночного освещения – от ярких сполохов света закатного неба через их плавное затухание в сумерках к чарующим ночным краскам. Художник пытается раскрыть в подобных картинах таинственность Вселенной или то взволнованное состояние, которое испытывает человек, находясь ночью или поздним вечером наедине с природой.

Способность запечатлевать яркие природные эффекты, преобразовывать краску в свет еще при жизни Куинджи порождала целый ряд домыслов и легенд о технологии его живописи.

Легендой овеяна и представленная на выставке «Лунная ночь» (1881) из коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Она является вариантом-повторением знаменитой картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ), ставшей в свое время сенсацией. Именно в ней наиболее полно реализовалось умение Куинджи придать изображаемой природе сокровенный смысл.

Все работы на выставке подобраны таким образом, что они позволяют проследить широту тематических интересов мастера, его устремленность ввысь, от изображения земных просторов к небесным пространствам.

Произведения «Днепр» (1901), «Лесные дали» (1900 – 1910), «Туман на море» (1905 – 1908), «Лесистая балка. Этюд» (1900-е) написаны словно с высоты полета. Кажется, что художник сам, преодолевая силу земного притяжения, проникает в небесное пространство, чтобы оттуда, сверху, постичь необъятный мир. Существует легенда о том, что мастер разрабатывал летательный аппарат и лелеял надежду подняться в небеса. В действительности художник силой своего воображения сумел передать в произведениях и эффект парения в воздухе, и чувство высоты, и космическую мощь земли

Куинджи очень остро ощущал единство человека и окружающего его удивительного мира природы. Во многих своих произведениях, будь то «Облака» (1900 – 1905), таинственные горные вершины «Эльбрус днем» (1900 – 1910) или сияющая в небесах мистическим светом «Радуга» (1900 – 1905), он пытался воплотить вселенский, сокровенный ее смысл.

Экспозиция дополнена фотографиями и репродукциями произведений, создавших Куинджи славу на академических и передвижных выставках, цитатами из высказываний художников и искусствоведов об этой оригинальной личности – живописца, педагога, благотворителя, коммерсанта, завещавшего весь свой огромный капитал на развитие русского искусства.

Программа просветительских мероприятий к выставке.

Выставка участвует в программе Пушкинская карта.

17 мая - 1 сентября 2024 г.

г. Новосибирск, ул. Свердлова, 10

www.museum.ru/N84797
Ваше мнение »»

»»Новосибирский государственный художественный музей
Адрес:Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр., 5
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "пл. Свердлова" или "Кинотеатр Маяковского"
Телефоны:(383) 222-22-67, 223-53-31
URL:nsartmuseum.ru/
EMail:fineartmuseum@yandex.ru, guk-nkg@narod.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 22.07.2024
 x    ?  

I научный семинар имени Л.А. Творогова в Псковском музее

Научная конференция «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы» на Соловецких островах

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

Новая образовательная программа Академии Музея Победы

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

LII Международная научная конференция «Болдинские чтения»

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru