СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  РАЗРАБОТКА МУЗЕЙНОГО WEB-САЙТА / 
КОНТЕНТ /  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Образовательные программы в российских музейных сайтах производят наиболее удручающее впечатление. В лучшем случае это добросовестные письменные изложения экскурсий по музею и его разделам. Они чугунно серьезны, рассчитаны исключительно на взрослую аудиторию и почти не используют интерактивные возможности, заложенные в природе компьютера. Складывается впечатление, что социологи и специалисты по музейной педагогике никогда не заглядывали в сайты своих музеев.

А простейшие закономерности здесь давно известны:

  • В 1980-е годы сменилась мотивация посещения музея - если в доперестроечный период в музей приходили за знаниями, то в наше время в музей приходят проводить досуг.
  • Доля teenager’ов среди виртуальных посетителей музейных сайтов существенно выше, чем среди реальных посетителей музеев, следовательно правило “просвещай, играя” становится еще более актуальным.

То немногое, что сделано в этой области - заслуга не музейных педагогов, а программистов. Что же увлекательное найдет среди музейных web-страниц сегодняшний пятиклассник? Где те образовательные игры, в которые он захочет поиграть? - В качестве примеров можно назвать несколько мозаик в сайте Дарвиновского музея и круговые панорамы в технологии Surround Video, имеющиеся в нескольких музейных сайтах, в том числе, и в сайте ГМИИ. Это, пожалуй, все... Особенно странной описанная ситуация выглядит на фоне мощной индустрии детских развлекательно-образовательных программ в зарубежном Интернете.

К сожалению, сайты ГТГ и ГМИИ в этом отношении не составляют исключения. Если в сайте Третьяковской галереи соответствующая рубрика просто отсутствует, то в представительстве Пушкинского музея есть целый раздел, прямо называющийся "Образовательные программы". Однако, заглянув в него, понимаешь, что речь идет об образовательных программах не в том смысле. В разделе представлены не обучающие программы по искусству, а информация о различных формах работы музея с детской и юношеской аудиторией. Дело полезное, но к дистанционному обучению с использованием телекоммуникационных технологий отношения явно не имеющее.

Материалы раздела "Разработка музейного web-сайта"
подготовлены А.В.Лебедевым специально для Музея будущего.