Образовательные программы в российских музейных сайтах производят наиболее удручающее впечатление. В лучшем случае это добросовестные письменные изложения экскурсий по музею и его
разделам. Они чугунно серьезны, рассчитаны исключительно на взрослую аудиторию и почти не используют интерактивные возможности, заложенные в природе компьютера. Складывается
впечатление, что социологи и специалисты по музейной педагогике никогда не заглядывали в сайты своих музеев.
А простейшие закономерности здесь давно известны:
- В 1980-е годы сменилась мотивация посещения музея - если в доперестроечный период в музей
приходили за знаниями, то в наше время в музей приходят проводить досуг.
- Доля teenager’ов среди виртуальных посетителей музейных сайтов существенно выше, чем среди
реальных посетителей музеев, следовательно правило “просвещай, играя” становится еще более
актуальным.
То немногое, что сделано в этой области - заслуга не музейных педагогов, а программистов.
Что же увлекательное найдет среди музейных web-страниц сегодняшний пятиклассник? Где те образовательные игры, в которые он захочет
поиграть? - В качестве
примеров
можно назвать несколько мозаик в сайте Дарвиновского музея и круговые панорамы в технологии Surround Video,
имеющиеся в нескольких музейных сайтах, в том числе, и в сайте ГМИИ. Это, пожалуй, все... Особенно странной описанная ситуация выглядит на фоне
мощной индустрии детских развлекательно-образовательных программ в
зарубежном Интернете.
К сожалению, сайты ГТГ и ГМИИ в этом отношении не составляют исключения. Если в сайте Третьяковской галереи соответствующая рубрика просто отсутствует, то в представительстве
Пушкинского музея есть целый раздел, прямо называющийся
"Образовательные программы". Однако, заглянув в него,
понимаешь, что речь идет об образовательных программах не в том смысле. В разделе
представлены не обучающие программы по искусству, а информация о различных формах работы музея с детской и юношеской аудиторией. Дело полезное, но к дистанционному обучению с
использованием телекоммуникационных технологий отношения явно не имеющее.
|