СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  РАЗРАБОТКА МУЗЕЙНОГО CD-ROM /  ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСА
ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСА
(Из статьи "Технология мультимедиа: возможности и реалии")
А.В.Лебедев
 

Если по части содержательного наполнения и по части программирования лучшие отечественные CD-ROMы вполне сопоставимы с зарубежными аналогами, то в области дизайна "окно в Европу" еще не прорублено.

Золотой век русской культуры. Эпоха Александра I в портретах. ГТГ, 1996 // Вступительная статья

Особенно беспомощно выглядят диски с рабочими экранами, выполненными в виде натуралистично нарисованных книг ("Виртуальный Санкт-Петербург", "Золотой век"). Разработчикам такого дизайна, видимо, невдомек, что если компьютерная программа делает вид, что она - не компьютерная программа, а традиционная книга, то это рубит под корень саму идею существования электронных изданий. Уж ты либо катайся на лошади, либо на "Мерседесе". И в том, и в другом занятии есть своя прелесть. Но лошадь, впряженная в "Мерседес" - зрелище малоутешительное.

Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ. Интерсофт; ГЭ, 1995 // Раздел "Золотая кладовая": Скифское и греческое золото: Вооружение и убранство: Пантера. VII в. до н.э. Келермесы
Microsoft Art Gallery: The Collection of the National Gallery, London. Microsoft Corporation, 1993 // Алфавитный список художников: G - H

Большинство российских CD-ROMов сделано без участия профессиональных дизайнеров, их рабочие экраны, как правило, представляют собой измененный, но узнаваемый интерфейс "Windows", причем предложенные "домашние заготовки" не улучшают последний ни в эстетическом, ни в функциональном отношении. Диски "Сокровища России" и "Эрмитаж" могут быть внесены в книгу рекордов Гиннеса по количеству кнопок в пределах одного экрана. Ну почему для показа коллекции Эрмитажа "Интерсофту" понадобилось 29 кнопок, а "Майкрософту" для Лондонской национальной галереи хватило 6? И это при том, что диск "Microsoft Art Gallery" богаче по возможностям.

Шедевры русской живописи. Кирилл и Мефодий, 1997 // Раздел "Художники": Брюллов
Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга. Ораниенбаум. Летний сад. Гатчина. АСМ, 1997 // Китайский дворец в Ораниенбауме

Другая форма проявления рефлексий по поводу "Windows" - отказ от кнопочной панели. Кнопка заменяется либо пиктограммой ("Золотой век", "Рерих", "Шедевры русской живописи"), либо сюжетной композицией экрана с активными зонами ("ART", "Встреча с Россией", "Мультимедийное путешествие по Москве", "Храм Христа Спасителя", "Шедевры архитектуры"). К сожалению, могу назвать только два случая, когда предложенный зрительный образ в какой-то мере убедителен: рабочее меню дисков "Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга" и оформление экранов CD-ROMа "Современное российское искусство".

Московский Кремль. Коминфо; ГМЗ "Московский Кремль", 1996 // Вид с Царской башни

Электронные издания по изобразительному искусству и архитектуре предъявляют к дизайну особые требования. Он должен быть бережным по отношению к главному герою программы - художественному произведению, не мешать его восприятию, выявлять эстетические достоинства памятника. Долгое время особой бесцеремонностью в этом смысле отличался дизайн дисков "Коминфо" с ярко-желтыми "баллонами", позаимствованными из американских комиксов. Эдакий привет от дядюшки Скруджа, который бодро "плюхается" то на шедевр отечественной архитектуры, то на лик Богоматери. Хорошо, что в новой "Художественной энциклопедии" фирма от них отказалась.

Современное российское искусство. Кирилл и Мефодий, 1997 // Главное меню
Нонконформисты. Новое русское искусство. Интерсофт, 1997 // Раздел "Художники": Брусиловский

Справедливости ради заметим, что определенные сдвиги в лучшую сторону все-таки есть. Вполне профессионален и адекватен рекламно-коммерческим целям издания дизайн диска "Современное российское искусство". Добротно выглядит оформление CD-ROMа "Нонконформисты". Видно, что к нему приложили руку художники-профессионалы. И пусть оно не безупречно, пусть есть небольшие промашки в выборе шрифтов, еще кое-какие мелочи, но общий уровень дизайна на голову выше того, с чем приходилось сталкиваться до сих пор.

Хочу коснуться еще одной проблемы, которую можно назвать "проблемой полного мультимедийного набора". Складывается впечатление, что в разработчиками электронных изданий диск, где отсутствуют, например, видео-фрагменты, воспринимается как что-то неполноценное. И они начинают придумывать, как приделать к "Джоконде" телевизор. А видео на бытовом компьютере в техническом отношении пока не очень... Мутная, дергающаяся картинка размером с сигаретную пачку. Конечно, иногда ее присутствие оправдано: в диске о спорте, например. Никуда не деться от видео-фрагментов в CD-ROMе, посвященном кино, театру, балету. Раз суть дела в движении - без видео не обойтись. Но наш разговор об электронных изданиях по изобразительному искусству и архитектуре. Здесь-то нетрудно угадать, что лучше: качественный полноэкранный слайд или маленькое окошко с плохим видео-роликом.

Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ. Интерсофт; ГЭ, 1995 // Видеоклип "Рембрандт"

Хорошо, если в диске по живописи дело ограничивается видео-интервью с кем-нибудь именитым: мол, помню как я, босоногим мальчишкой, с рыбным обозом... Это еще можно пережить. Но когда на тебя из мглы выплывает нечто мутное, буро-лиловое, и ты вдруг осознаешь, что это - "Блудный сын" Рембрандта... В этот момент начинаешь радоваться, что полный мультимедийный набор пока не предполагает воздействия на чувства обоняния и осязания.

1997
Печатается с разрешения автора