|
|
Если по части содержательного наполнения и по части программирования лучшие отечественные CD-ROMы вполне
сопоставимы с зарубежными аналогами, то в области дизайна "окно в Европу" еще не прорублено.
|
|
Особенно беспомощно выглядят диски с рабочими экранами, выполненными в виде
натуралистично нарисованных книг ("Виртуальный Санкт-Петербург", "Золотой
век"). Разработчикам такого дизайна, видимо, невдомек, что если компьютерная программа делает
вид, что она - не компьютерная программа, а традиционная книга, то это рубит под корень саму
идею существования электронных изданий. Уж ты либо катайся на лошади, либо на "Мерседесе".
И в том, и в другом занятии есть своя прелесть. Но лошадь, впряженная в "Мерседес" - зрелище
малоутешительное.
|
|
Большинство российских CD-ROMов сделано без участия профессиональных дизайнеров, их рабочие
экраны, как правило, представляют собой измененный, но узнаваемый интерфейс "Windows",
причем предложенные "домашние заготовки" не улучшают последний ни в эстетическом, ни в
функциональном отношении.
Диски "Сокровища России" и "Эрмитаж" могут
быть внесены в книгу рекордов Гиннеса по количеству кнопок в пределах одного экрана. Ну
почему для показа коллекции Эрмитажа "Интерсофту" понадобилось 29 кнопок, а
"Майкрософту" для Лондонской национальной галереи хватило 6?
И это при том, что диск "Microsoft Art Gallery" богаче по возможностям.
|
|
Другая форма проявления рефлексий по поводу
"Windows" - отказ от кнопочной панели. Кнопка
заменяется либо пиктограммой ("Золотой век",
"Рерих", "Шедевры русской живописи"), либо сюжетной композицией экрана с
активными зонами ("ART", "Встреча с
Россией", "Мультимедийное путешествие по
Москве", "Храм Христа Спасителя",
"Шедевры архитектуры").
К сожалению, могу назвать только два случая, когда предложенный зрительный образ в какой-то мере убедителен:
рабочее меню дисков "Императорские дворцово-парковые ансамбли
Санкт-Петербурга" и оформление экранов CD-ROMа "Современное российское искусство".
|
|
Электронные издания по изобразительному искусству и архитектуре предъявляют к дизайну
особые требования.
Он должен быть бережным по отношению к главному герою программы -
художественному произведению, не мешать его восприятию, выявлять эстетические достоинства памятника.
Долгое время особой бесцеремонностью в этом смысле отличался дизайн дисков "Коминфо" с ярко-желтыми
"баллонами", позаимствованными из американских комиксов. Эдакий привет от дядюшки
Скруджа, который бодро "плюхается" то на шедевр отечественной архитектуры, то на лик
Богоматери. Хорошо, что в новой "Художественной энциклопедии" фирма от них отказалась.
|
|
Справедливости ради заметим, что определенные сдвиги в лучшую сторону все-таки есть. Вполне
профессионален и адекватен рекламно-коммерческим целям издания дизайн диска "Современное российское искусство".
Добротно выглядит оформление CD-ROMа "Нонконформисты".
Видно, что к нему приложили руку художники-профессионалы. И пусть оно не безупречно, пусть есть небольшие промашки в
выборе шрифтов, еще кое-какие мелочи, но общий уровень дизайна на голову выше того, с чем
приходилось сталкиваться до сих пор.
Хочу коснуться еще одной проблемы, которую
можно назвать "проблемой полного
мультимедийного набора". Складывается
впечатление, что в разработчиками электронных
изданий диск, где отсутствуют, например,
видео-фрагменты, воспринимается как что-то
неполноценное. И они начинают придумывать, как
приделать к "Джоконде" телевизор. А видео на
бытовом компьютере в техническом отношении пока
не очень... Мутная, дергающаяся картинка размером
с сигаретную пачку. Конечно, иногда ее
присутствие оправдано: в диске о спорте,
например. Никуда не деться от видео-фрагментов в
CD-ROMе, посвященном кино, театру, балету. Раз суть
дела в движении - без видео не обойтись. Но наш
разговор об электронных изданиях по
изобразительному искусству и архитектуре.
Здесь-то нетрудно угадать, что лучше:
качественный полноэкранный слайд или маленькое
окошко с плохим видео-роликом.
|
|
Хорошо, если в диске по живописи дело ограничивается видео-интервью с кем-нибудь
именитым: мол, помню как я, босоногим мальчишкой, с рыбным обозом... Это еще можно пережить. Но когда
на тебя из мглы выплывает нечто мутное, буро-лиловое, и ты вдруг осознаешь, что это -
"Блудный сын" Рембрандта... В этот момент начинаешь радоваться, что полный мультимедийный
набор пока не предполагает воздействия на чувства обоняния и осязания.
|
1997 |
|
Печатается с разрешения автора
| |
|
|