|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка "Пётр I и его эпоха. Из собрания Государственного Эрмитажа" в Омске
25 октября 2024 года в Центре «Эрмитаж-Сибирь» в Омске начинает работу выставка «Пётр I и его эпоха», приуроченная к столетию Омского областного музея изобразительных искусств и пятилетию Центра. Она рассказывает о личности Петра и главных событиях его жизни, которые в значительной степени определили судьбу Российского государства. Великие свершения Петра I всегда начинались с малого. Из юношеского увлечения царевича морем вырос Военно-морской флот, сделавший Россию одной из сильнейших морских держав. Представленные на выставке картины, гравюры, рисунки и медали позволяют увидеть главные события в истории петровского флота глазами его создателя — от знаменитого английского ботика, случайно найденного юным царевичем в Измайлове, до первого российского линкора «Предестинация» и разгрома шведов при мысе Гангут. Появление в кратчайшие сроки мощного флота было невозможно без развития науки и техники. Пётр, не имевший систематического образования, блестяще владел профессиями не только матроса, шкипера, лоцмана, рулевого и штурмана?навигатора, но и артиллериста, медика-практика, геодезиста-топографа, астронома и чертёжника. А едва ли не самым известным занятием царя и императора, в котором он достиг высочайшего мастерства, было «токарное художество». Среди прочего на выставке представлены токарно-копировальный гильоширный станок из коллекции Петра, сделанный его «личным токарем» Андреем Константиновичем Нартовым. Рядом расположены люстра из дерева и слоновой кости и железная полоса с кольцом, собственноручно изготовленные императором в 1724 году во время поездки в Олонец, а также резные медальоны и табакерки, выточенные в токарной мастерской Петра. Уже после смерти императора его «Токарня» стала частью учреждённой им же Академии наук. О преодолении технологической отсталости России от Европейских государств рассказывают научные приборы и инструменты XVIII века, привезённые царём из Голландии, Германии, Англии и Франции. Сухопутные войска — ещё одно слагаемое величия петровской России. Прообразом новой армии стали «потешные отряды», собранные царевичем из родовитых сверстников. Слава русской армии ковалась в многочисленных битвах, главной из которых стала сокрушительная победа при Полтаве, определившая исход Северной войны. В состав экспозиции вошли картины, гравюры и барельефы, посвящённые этому и другим важным сражениям под началом Петра — как триумфальным (битва при Лесной, взятие Азова), так и неуспешным (первая осада Азова, сражение с турками на реке Прут). Войдя в петровскую эпоху царством, Россия вышла из неё империей. Могущество нового государства отражала его молодая столица — Санкт-Петербург, стройный облик которого определял сам Пётр I. Этот удивительный город был построен русскими мастерами по проектам европейских архитекторов, которые воплощали идеи царя. Посетители выставки смогут изучить многочисленные графические листы с изображениями панорам, видов и планов не только самой столицы и её пригородов, но и отдельных зданий, часть из которых так и не была построена либо не сохранилась. Бурное развитие государства опиралось на результаты масштабной денежной реформы, начатой царём в конце XVII века. В обращении появились золотые и серебряные монеты, а ручную чеканку вытеснила машинная. В 1724 году сбылась давняя мечта Петра — в Санкт-Петербурге начал работу образцовый монетный двор, соответствовавший статусу имперской столицы. На выставке представлены первые серебряные рубли и медные копейки 1704 года, золотые червонцы и другие монеты, а также памятные медали и ордена, изготовленные в период правления Петра I в Москве и Санкт-Петербурге. Выставку открывают парные портреты Петра I и Екатерины I, выполненные Жан-Марком Натье и лично одобренные царём. С 2021 по 2023 год эти картины прошли глубокую реставрацию в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. Благодаря ей зрители выставки смогут оценить глубину живописи, сложность форм и фактур, а также тонкую изысканность цветовых сочетаний, впечатливших Петра. В состав экспозиции вошли и другие картины из его личной коллекции, в которых прослеживаются вкусы и увлечения одного из величайших правителей в российской истории. Куратор выставки «Пётр I и его эпоха» — заведующий сектором «Зимний Дворец Петра I» Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей Алексеевич Нилов. К выставке подготовлен одноимённый иллюстрированный каталог (СПб: «Славия», 2024) со статьями и аннотациями научных сотрудников Государственного Эрмитажа. Выставку можно посетить по входному билету в Центр «Эрмитаж – Сибирь» до 23 июня 2025 года. Центр «Эрмитаж – Сибирь» (Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, ул. Музейная, 4). www.museum.ru/N85747 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: мемориальные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |