|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств
17 октября 2024 года в Калининградском музее изобразительных искусств начинает работу выставка японской гравюры укиё-э из собрания Государственного Эрмитажа. На экспозиции представлены 20 цветных ксилографий XVIII-XIX веков, которые отражают жанровое разнообразие изобразительного искусства Японии эпохи Эдо (1603-1868). Сцены городской жизни, "портреты" знаменитых актёров, пейзажи и достопримечательности Восточной столицы Эдо - все эти яркие образы позволяют познакомиться с особенностями культуры далёкой страны. "Картины изменчивого мира" - так переводится с японского языка "укиё-э". Это художественное направление сформировалось под влиянием быстро развивающейся городской культуры XVII-XIX веков. Художники находили сюжеты для гравюр в весёлой, наполненной событиями жизни горожан. Гравюры укиё-э появились как иллюстрации к рассказам, но уже к первой половине XVII века оформились в самостоятельный вид искусства. В первые десятилетия существования укиё-э особой популярностью пользовались жанры бидзинга ("изображение красавиц") и якуся-э ("изображение актёров"). Бидзинга представляли собой идеализированные портреты знаменитых куртизанок - в то время закрытый "квартал удовольствий" был центром общественной жизни наравне с театром кабуки. Такие гравюры одновременно выполняли роль рекламы и афиш. Оттиски стоили недорого, поэтому "портреты" кумиров вскоре стали появляться даже в домах небогатых горожан. Пейзаж получил развитие как самостоятельный жанр в гравюре несколько позднее. Под влиянием жёсткой цензуры, которой подвергались бидзинга и якуся-э, художники начали выбирать более "нейтральные" мотивы - городские виды, храмы и другие достопримечательности. Процесс создания ксилографий был довольно сложным и требовал усилий четырёх человек. Издатель формировал заказ, художник выполнял контурный рисунок тушью и определял цветовую гамму. Резчик вырезал изображение на деревянной доске, а печатник наносил краску и делал оттиски. Для печати каждого цвета требовалась отдельная доска. Тираж обычно составлял около 200 листов. На выставке показаны работы таких прославленных мастеров, как Судзуки Харунобу (1725 -1770), Китагава Утамаро (1754-1806), Кацусика Хокусай (1760-1849), Андо Хиросигэ (1797-1858). Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа. *** Основным центром производства гравюр укиё-э был город Эдо (ныне Токио). В 1590 году военный правитель страны сёгун Токугава Иэясу переместил сюда военное правительство. Менее чем за 50 лет Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением. В то время путешествия по стране, храмовые и городские праздники, посещение "кварталов удовольствий" и спектаклей театра кабуки, всевозможные состязания и пикники на природе прочно вошли в городскую жизнь. Коренные изменения образа жизни были вызваны как возросшим достатком горожан, так и появлением новой философии "быстротекущего мира" - укиё, согласно которой все радости жизни следует ценить и наслаждаться ими, пока они не исчезли или пока жизнь не закончилась. В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дз?си о любви и перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался стиль укиё-э. Новые, развлекательные жанры литературы и искусства отражали умонастроения того времени - гедонизм, легкое отношение к жизни, стремление к удовольствиям и наслаждению. Средоточием этой философии был "Квартал удовольствий" Ёсивара. В условиях строгой сословной регламентации, проводимой правительством, это место давало возможность почувствовать себя свободным от ограничений, стать "хозяином жизни". Здесь формировались правила этикета и рафинированных любовных отношений, а также зарождались модные тенденции. Театр кабуки ("отклоняться", "из ряда вон выходить") был другим важным центром общественной жизни столицы. Он появился в Киото в начале XVII века из танцевальных представлений женской труппы под руководством Окуни. Девушки из этой труппы не придерживались привычного рисунка танца, выступали в ярких, необычных костюмах, использовали настоящие мечи или надевали на шею цепь с католическим крестом. Это и дало повод называть их представления кабуки. На протяжении периода Эдо правительство трижды проводило крупные реформы, одной из целей которых было "исправление нравов" населения. В 1629 году женские театральные труппы были запрещены и заменены на юношеские. С 1650-х годов все роли в театре стали исполнять исключительно взрослые мужчины. Фривольные танцевальные представления и короткие фарсы уступили место драматическим постановкам с развитой сюжетной основой. Гравюры тоже подвергались проверке на соответствие нормам морали. Под запрет попадали изображения воинских кланов, живших после XVI века, включение в гравюру имен борцов сумо, актёров театра кабуки и куртизанок, за исключением девушек из Ёсивара. Художники пытались обходить законы, обозначая имя девушки цветком или зашифровав его в декоре тканей. Однако ограничения, коснувшиеся бидзинга и якуся-э, дали импульс к развитию других жанров - пейзажа и военно-исторической гравюры муся-э. Когда: 17.10.2024 - 01.12.2024 Где: Калининградский музей изобразительных искусств (Калининград, Ленинский проспект, 83) www.museum.ru/N85716 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |