МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

„Узоры золота на стали...“. Искусство оружия Ближнего Востока XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

c 8 октября 2024 по 9 марта 2025Свердловская область
Дни Эрмитажа в Екатеринбурге – 2024

8 октября 2024 года в Центре «Эрмитаж-Урал» начинает работу выставка «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа.

На экспозиции представлено более 200 предметов вооружения из стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа, объединённых в несколько тематических блоков. Среди экспонатов – холодное и огнестрельное оружие, защитное вооружение, а также предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с воинской культурой.

В исламской культуре внешняя оболочка предмета, в том числе оружия, несёт комплексную информацию. Её можно прочитать в материалах и техниках, элементах орнамента и образах декора предметов, однако для этого нужно знать их «язык». Одним из тех, кто владел им, был Иван Алексеевич Бунин. Поэтому в названии выставки звучит строка из его стихотворения «Тайна», которое сопровождает, благодаря своей точности, весь разговор об оружии.

Первый раздел

В первом, вводном разделе выставки, кураторы сопоставляют боевое оружие, представленное в первую очередь трофеями русско-персидской войны 1826 – 1828 годов, и не боевое, предназначавшееся исключительно для ритуальных церемоний.

Второй раздел

Второй, центральный раздел экспозиции, посвящён украшению оружия. Представленные здесь экспонаты демонстрируют, что мастера уделяли одинаковое внимание как функциональному назначению оружия, так и его внешнему виду.

Третий раздел

Заключительный раздел выставки рассказывает о всаднической культуре, важнейшей составляющей ближневосточного мировоззрения. Представленные элементы конского снаряжения показывают коня не только как средство передвижения, но и как роскошь, а также демонстрируют уважение, с которым относились к нему главные носители воинской всаднической культуры Ближнего Востока – рыцари в «сверкающей броне».

Выразительность исламской воинской традиции особенно ярко проявляется в картинах европейских художников, побывавших «у магометан». Иной взгляд на действительность практически всегда вызывал неподдельный интерес, причём взаимный. Кураторы выставки решили подчеркнуть это взаимовлияние культур Востока и Запада, представив восточное оружие в сопровождении работ европейских художников на соответствующую тему.

К выставке будет выпущен научный иллюстрированный каталог «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» Издательским отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпуск запланирован на конец 2024 года.

Подробнее о выставке

Ещё в древности на Ближнем Востоке сформировалось представление о войне как о ритуале, сакральном действии, участие в котором требовало соответствующего облачения. Во многом поэтому оружие не разделялось на боевое и не боевое – оно делилось на оформленное или не оформленное, а точнее оформленное скромно. Любой владелец клинкового и огнестрельного оружия считал необходимым для него быть не просто функциональным, но и выразительным внешне. Эстетическая составляющая оказывалась неотделимой от функциональной.

Даже в оружии Нового времени сохранился этот элемент ритуальности, и примеры тому представлены на выставке. Определить их можно благодаря особенно выразительным образам, которые появляются в декоративном оформлении.

Важной особенностью оружия Ближнего Востока является использование «узорчатой» и, в первую очередь, булатной стали. Она ценилась не только из-за красоты и физических свойств, но и благодаря сакральному значению узоров. Игра светлых и тёмных тонов в узоре булатной стали создавала образ воды, один из важнейших для ислама – достаточно вспомнить, что у мусульман омовение входит в число важнейших ритуальных практик. Это переводило клинок из категории земного орудия в орудие метафизическое. Узор булата даже часто становился основным украшением оружия, а остальные элементы только подчеркивали его значимость.

Доспехи и клинки дополнялись золотыми и серебряными орнаментами – теми самыми «узорами золота». Мастера при помощи разных техник наносили их на все детали оружия. В оформлении оправы холодного и огнестрельного оружия, колчанов, налучей, щитов, а также конского снаряжения мастера использовали тканевые вставки, инкрустации костью, росписи и вышивки, которые служили яркими цветовыми акцентами. Орнаменты при этом сочетались с разнообразными сценами с участием животных и людей, что опровергает представление в сознании европейцев о том, что исламская культура запрещает изображения живых существ.

Однако именно орнаментальность – одна из наиболее известных особенностей исламской художественной культуры, и оружейное мастерство здесь не стало исключением. В оружии встречаются все виды орнамента, известные в искусстве ислама: эпиграфический, геометрический и растительный.

Эпиграфика – это чаще всего цитаты из Корана и воззвания к Аллаху, которые позволяли воинам чувствовать себя под защитой. Геометрические узоры принимали разнообразные формы – «плетёнки», «волны», «спирали», «розетки», схемы перфорации и даже клейма мастеров.

Тем не менее, чаще всего оружие оформляли именно растительными композициями. С одной стороны, математически стройно организованный растительный мотив сохраняет важную для ислама идею упорядоченной абстракции. С другой, в нём звучат образы природы, а значит и идея жизни, что особенно примечательно для оружия. Растительные компоненты напоминают и о райском пространстве, поскольку арабское слово «рай» означает одновременно и сад.

Орнаменты, доминирующие в оформлении предметов вооружения Ближнего Востока, иногда по воле мастеров содержали и другие образы, словно скрывающиеся от посторонних глаз. Такой эффект таинственности присущ всей мусульманской культуре. Тонкую грань между явным и скрытым сумел увидеть пристальный взгляд стороннего человека, взгляд Бунина в его «Тайне». Внимательный зритель увидит в переплетающихся линиях изображения рыб и птиц, а в обоймицах ножен и завершениях дужек перекрестий сабель и кинжалов – образы мифических существ. Живая природа оружия подчёркивается изображениями людей, среди которых первым оказывается образ красавицы, идейно сопряжённой с розой – главным цветком исламского сада, героиней персидской поэзии.

Главной военной силой ближневосточных армий была легкая конница, что требовало сочетания надёжности и лёгкости защитного вооружения. Общность тактики стала причиной сходства доспехов, применявшихся во всех странах Ближнего Востока: облегчённого шлема полусферической или конической формы, кольчатого или кольчато-пластинчатого доспеха и круглого щита. При этом доспех являлся не только средством физической защиты, но и одеянием, предназначенным для любого торжественного случая.

Кураторы выставки

• Всеволод Образцов, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа

• Елена Малозёмова, научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

8 октября 2024 года – 9 марта 2025 года

Центр «Эрмитаж-Урал» / Екатеринбург, Вайнера, 11.

www.museum.ru/N85712
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
URL:i-z-o.art/
EMail:museum@emii.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 22.11.2024
 x    ?  

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Международная конференция «Бахрушинские чтения-2024»

Научная конференция "Город и Музей" в Петропавловской крепости

Верещагинские дни - 2024

«Вольтеровские чтения» в Российской национальной библиотеке

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха"

Музей Эрарта объявляет старт приема заявок на участие в Эрарта Премии - 2025

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru