|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Карл Брюллов и его эпоха в произведениях живописи из собрания Государственного Эрмитажа
6 сентября 2024 года в центре «Эрмитаж – Евразия» (г. Оренбург) открывается первая выставка. Она посвящена портретному жанру 1830–1850-х годов — времени, часто обозначаемому как «эпоха Брюллова». Экспозиция включает пятьдесят восемь картин отечественных и иностранных художников, работавших в эти годы в России. Двадцать три работы экспонируются впервые, многие с новыми атрибуциями и датировками. Выставка открывается в год 225-летия Карла Павловича Брюллова (1799–1852) и представляет собой своеобразный оммаж великому художнику. «Эта выставка о самом увлекательном в музейной жизни — о поиске и открытиях, о восторге атрибуций, когда после долгих исследований вещей и документов ты можешь точно определить художника и понять, что и кто изображены. И тогда картина начинает говорить со зрителем. Без исследования они, конечно же, не мертвы, но говорят очень мало. Музейная работа делает произведения шедеврами, наполняет их многими новыми смыслами. Азарт исследования — одна из прелестей музейной жизни, радостно передаваемая зрителю на выставках, таких как эта», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В собрании Эрмитажа хранятся шесть произведений Карла Брюллова, относящиеся к различным этапам его творчества: от эскиза к его программе на большую золотую медаль до работ 1840-х годов. Выставка впервые покажет широкой публике «Портрет принца Ф. Вюртембергского»: ровно сто лет (с 1924 года) этот шедевр хранился в фондах музея как работа А. Ладюрнера, но результаты недавних исследований позволили окончательно установить авторство Брюллова. Его произведения отличают не только запоминающиеся и характерные для своего времени образы, но и высочайшее исполнительское мастерство. Они гармонично соединяют в себе декоративность, виртуозность и иллюзорность — основные тенденции живописи второй трети XIX столетия. В работах Карла Брюллова есть ощущение жизненности и динамики, выраженное приподнятым состоянием модели, естественная композиция, сильное освещение и декоративность цвета, а также энергичная лепка объема. К моменту возвращения Брюллова из Италии в Петербург в 1836 году он уже был знаменитым автором картины «Последний день Помпеи», подтвердившей конкурентоспособность отечественного искусства на Западе. «Светлым воскресением живописи» и «полным, всемирным созданием» назвал ее Н.В. Гоголь, а кисть художника — «сверкающей». Именно с этого времени в русском искусстве началась «эпоха Брюллова», окончившаяся лишь в начале 1860-х годов. На четверть века творчество «великого Карла» стало ориентиром для его многочисленных учеников и последователей. Карл Брюллов безусловный герой и главный живописец 1830-х годов — времени, обозначившего стремление к новому содержанию и новой форме. «Эпоха Брюллова» подарила миру и других достойных портретистов, каждый из которых развивал ту или иную тенденцию, характерную для своего времени. Представленные на выставке работы П.В. Басина и И.К. Макарова демонстрируют деликатную и тонкую декоративную живопись, портреты П.З. Захарова — фактурную виртуозность, картины А.В. Тыранова и С.К. Зарянко — натуралистические эффекты, подчёркивающие объём; работы Я.Ф. Капкова и Г.И. Яковлева выделяет эмоциональность и внимательное отношение к своим персонажам, естественность и верность правде жизни. Значительную часть экспозиции составляют работы иностранных мастеров — современников Брюллова, сделавших неплохую карьеру в Российской империи. Т. Нефф, К. Дорнер, К. Дузи, Ф. Рисс, Е. Плюшар и К. Штейбен получили заказы на украшение Исаакиевского собора; в великосветских гостиных, менее богатых домах и купеческих особняках появились портреты, написанные Ф. Крюгером, А. Иебенсом и И. Губером, Ж.-Д. Куром, К. Робертсон и другими мастерами. Иностранцы получали заказы не только в столице: в Одессе работал Д. Сольферини, в Москве — Ш. Козина и К. Лаш, на Украине — Г. Гольпейн. Куратор выставки — Юрий Юрьевич Гудыменко, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. Выставку можно посетить по входному билету в центр «Эрмитаж – Евразия» до 15 марта 2025 года. Адрес: г. Оренбург, ул. Правды, 8. ___ Центр «Эрмитаж-Евразия» откроется в Оренбурге в сентябре 2024 года. Новое музейное пространство располагается в историческом здании бывшей Городской управы на ул. Правды, 8. Одной из точек притяжения нового центра станет единственная в мире Яшмовая комната из знаменитой уральской (орской) яшмы. www.museum.ru/N85446 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |