НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

24 декабряМосковская область
Карета Патриарха Никона после реставрации. Фрагмент
Карета Патриарха Никона после реставрации. Фрагмент
Карета Патриарха Никона после реставрации. Фрагмент
24 декабря 2024 года после длительной реставрации музей "Новый Иерусалим" представляет уникальный исторический памятник, один из немногих в мире сохранившихся образцов экипажного дела XVII века, - карету Патриарха Никона. Редкий экспонат находился несколько столетий в стенах Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1920 году попал в музейное собрание. Переживший значительные повреждения за свою историю, он сохранен усилиями музейщиков и к грядущему 420-летию Патриарха Никона занял место в постоянной экспозиции музея "Новый Иерусалим" в разделе, посвященном Ново-Иерусалимскому монастырю и его создателю.

Восстановление кареты проводилось на средства, выделенные Министерством культуры и туризма Московской области, и стало крупнейшим реставрационным проектом, осуществленным музеем "Новый Иерусалим". Итог трехлетней реставрации - полное восстановление экипажа середины XVII века с сохранением подлинности главных уцелевших фрагментов.

Известно, что у Патриарха Никона было несколько карет. Наиболее подробно описана одна из них, купленная в 1658 г.: "…немецкого дела, верх и по сторонам обито кожею черною яловишною, наверху четыре яблока медных позолочены, притворы и наугольники и задние и передние столбцы резные позолочены, на задних столбцах корона резная ж позолочена; в карете обито камкою цветною красный шёлк с жёлтым, да две подушки покрыты камкою, в карете обито вверху и по сторонам бахромою шёлковою разных цветов, в притворах и впереди в окнах окончины стекольчатые, у задних столбцов ухваты железные… колёса обиты и втулки сделаны и задвижки железные и за все это 170 рублёв". Это описание почти буквально совпадает с характеристиками кареты, хранящейся в музее "Новый Иерусалим".

Карета Никона, или иначе "колымага" (в переводе с тюркского "большая повозка") представляет собой примитивный экипаж: крытую кибитку, поставленную на тележные колёса. В такой конструкции отсутствуют рессоры, поворотный механизм, место для кучера и запятки, основная несущая деталь - "дрога" или "дрожина" не имеет изгиба ("лебяжьей шейки"). Чтобы управлять таким экипажем, кучер должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей.

Первое документальное упоминание о карете Никона относится к 1779 году, когда помощник академика Г. Ф. Миллера А. М. Андреев обнаружил хозяйственные постройки у потока Кедрон в Гефсиманском саду близ Ново-Иерусалимского монастыря: "А неподалеку от онаго ручья находятся четыре пруда и деревянной скотской двор с сараем, в котором карета Никона патриарха хранится".

Также в архивах музея хранятся две дореволюционные фотографии кареты, вошедшие в альбом с видами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, поднесенный Николаю II в 1903 году.

В 1920 году карета поступила в фонды созданного в стенах монастыря музея и выставлялась в Большой Трапезной палате. Она упомянута в путеводителе 1925 года в разделе истории монастыря: "Патриаршая карета. Деревянные части кузова украшены резьбой".

Никоновская колымага сильно пострадала при разрушении Нового Иерусалима немецко-фашистскими войсками в декабре 1941 года. К прежним повреждениям добавилось разрушение главной оси конструкции - четырехметровой дрожины. Были повреждены колеса, вся верхняя часть с крышей исчезла. За исключением отдельных фрагментов, пропала и кожаная обивка кузова. Декоративные гвозди были частично утрачены, оставшиеся сильно поражены коррозией. Вероятно, какое-то время экспонат находился под открытым небом, в результате карета распалась на составные части, некоторые фрагменты были утрачены.

Говоря о реализации проекта, необходимо отметить, что проект реставрации был выполнен в 1989 году реставрационным кооперативом "Старина" при Правлении Советского фонда культуры. Тогда провели фотофиксацию всех частей разрушенной кареты и сделаны обмеры со всеми вычерченными и отрисованными элементами в масштабе 1:1. Эта колоссальная высокопрофессиональная работа оказалась бесценным источником для проведения научной реставрации.

К процессу реставрации приступили в начале 2022 года. Работы по восстановлению конструкции экипажа взяло на себя предприятие "Музейное наследие", на этом этапе изучались и немногие сохранившиеся экипажи-аналоги, и теоретические работы, в том числе старинный трактат "Сборник таблиц по наукам, свободным искусствам и механике" (Париж, 1769). Реконструкция верха кибитки была проведена на основе изобразительных материалов. Для потолка был исполнен зонтичный каркас из бука, ходовая часть восстановлена полностью, древесина укреплена, как и красочный слой на колесах и резных стойках, утраченные детали из дерева и металла воссозданы.

Силами музейных специалистов в 2024 году были выполнены работы по реконструкции кожаной обивки кузова. Для этого была использована кожа, подобранная по фактуре и цвету с подлинной, и сохранены уцелевшие фрагменты. Реставрацию осуществляли сразу несколько музейных специалистов. Мастерство реставраторов Владимира Ширякова (металл), Алексея Горданчука (дерево, кожа), Марии Мартышковой (декоративная резьба), а также молодого сотрудника музея Елизаветы Лихтенвальд вернуло в экспозицию этот поистине уникальный экспонат.

Увидеть отреставрированную карету можно в разделе "Новый Иерусалим. Памятник истории и культуры XVII-XXI веков" , где также представлено ещё несколько подлинных вещей, некогда принадлежавших выдающейся исторической и духовной личности - Патриарху Никону

www.museum.ru/N86149
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Адрес:Московская область, г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская наб., д. 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(498) 314-0236 (спр.), 314-0230 (экс. отдел)
сайт:njerusalem.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 18.12.2024  x    ?  


Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение

Выставка «Храм Минервы. К 270-летию Московского Университета»

К 325-летию указа Петра I "О праздновании Нового года". Выставка "История ёлки" в Петропавловской крепости

Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" в Серпуховском музее

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

Выставка иллюстрированных изданий к 300-летию Академии наук в Русском музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

Alma Mater. Академический период в творчестве В.И. Сурикова

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

В Луганской Народной Республике открыт виртуальный филиал и Детский (Ресурсный) центр Русского музея

Выставка "Поп-механика Сергея Курехина" в Русском музее

Игорь Репников. Графика без слов

Выставка "Петербург. Лето 1703 года" в Петропавловской крепости

"Дорога жизни на холсте" - выставка к 100-летию со дня рождения Федора Савостьянова

Век импрессионизма. Выставка эксклюзивных цифровых художественных репродукций

Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви

«Хорошо, что вы зеленый…» - выставка в Государственном музее Востока

Ольга Тарасова. Обратная сторона

«Но зима здесь слишком длинна...» - выставка зимней фотографии в РОСФОТО

"С новым годом! С Новым счастьем!": выставка с ноткой ностальгии в Вологодском кремле

Выставка портретов из собрания Псковского музея-заповедника

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

Ольга Муравина. Умиротворение

"Формула Гжели"

Выставка об истории празднования Рождества и Нового года дореволюционной России

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее

Тамара Шипицина. Палисадники

Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония

Фестиваль «Рождество в Архангельском»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru