НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

c 17 октября по 1 декабряКалининградская область
Храм Хагидэра. Осенняя луна. Исода Корюсай. Бумага; картон. Япония. Конец 1770-х гг.
Ветреный день. Кацукава Сюнсё. Бумага; картон. Япония. Около 1770 г.
Мост Яцуми. Андо Хиросигэ I (Утагава Хиросигэ I). Издатель Уоя Эйкити. Бумага; цветная ксилография. Япония. 1856 г.
 Актёры Итикава Яодзо II (в роли Кобаяси-но Асахина) и Итикава Дандзю:ро V (в роли Сога-но Горо) в пьесе о братьях Сога. Кацукава Сюнсё. Бумага; цветная ксилография. Япония. 1771 г.
17 октября 2024 года в Калининградском музее изобразительных искусств начинает работу выставка японской гравюры укиё-э из собрания Государственного Эрмитажа.

На экспозиции представлены 20 цветных ксилографий XVIII-XIX веков, которые отражают жанровое разнообразие изобразительного искусства Японии эпохи Эдо (1603-1868). Сцены городской жизни, "портреты" знаменитых актёров, пейзажи и достопримечательности Восточной столицы Эдо - все эти яркие образы позволяют познакомиться с особенностями культуры далёкой страны.

"Картины изменчивого мира" - так переводится с японского языка "укиё-э". Это художественное направление сформировалось под влиянием быстро развивающейся городской культуры XVII-XIX веков. Художники находили сюжеты для гравюр в весёлой, наполненной событиями жизни горожан.

Гравюры укиё-э появились как иллюстрации к рассказам, но уже к первой половине XVII века оформились в самостоятельный вид искусства. В первые десятилетия существования укиё-э особой популярностью пользовались жанры бидзинга ("изображение красавиц") и якуся-э ("изображение актёров"). Бидзинга представляли собой идеализированные портреты знаменитых куртизанок - в то время закрытый "квартал удовольствий" был центром общественной жизни наравне с театром кабуки. Такие гравюры одновременно выполняли роль рекламы и афиш. Оттиски стоили недорого, поэтому "портреты" кумиров вскоре стали появляться даже в домах небогатых горожан.

Пейзаж получил развитие как самостоятельный жанр в гравюре несколько позднее. Под влиянием жёсткой цензуры, которой подвергались бидзинга и якуся-э, художники начали выбирать более "нейтральные" мотивы - городские виды, храмы и другие достопримечательности.

Процесс создания ксилографий был довольно сложным и требовал усилий четырёх человек. Издатель формировал заказ, художник выполнял контурный рисунок тушью и определял цветовую гамму. Резчик вырезал изображение на деревянной доске, а печатник наносил краску и делал оттиски. Для печати каждого цвета требовалась отдельная доска. Тираж обычно составлял около 200 листов.

На выставке показаны работы таких прославленных мастеров, как Судзуки Харунобу (1725 -1770), Китагава Утамаро (1754-1806), Кацусика Хокусай (1760-1849), Андо Хиросигэ (1797-1858).

Куратор выставки - Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

***

Основным центром производства гравюр укиё-э был город Эдо (ныне Токио). В 1590 году военный правитель страны сёгун Токугава Иэясу переместил сюда военное правительство. Менее чем за 50 лет Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

В то время путешествия по стране, храмовые и городские праздники, посещение "кварталов удовольствий" и спектаклей театра кабуки, всевозможные состязания и пикники на природе прочно вошли в городскую жизнь. Коренные изменения образа жизни были вызваны как возросшим достатком горожан, так и появлением новой философии "быстротекущего мира" - укиё, согласно которой все радости жизни следует ценить и наслаждаться ими, пока они не исчезли или пока жизнь не закончилась.

В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дз?си о любви и перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался стиль укиё-э. Новые, развлекательные жанры литературы и искусства отражали умонастроения того времени - гедонизм, легкое отношение к жизни, стремление к удовольствиям и наслаждению.

Средоточием этой философии был "Квартал удовольствий" Ёсивара. В условиях строгой сословной регламентации, проводимой правительством, это место давало возможность почувствовать себя свободным от ограничений, стать "хозяином жизни". Здесь формировались правила этикета и рафинированных любовных отношений, а также зарождались модные тенденции.

Театр кабуки ("отклоняться", "из ряда вон выходить") был другим важным центром общественной жизни столицы. Он появился в Киото в начале XVII века из танцевальных представлений женской труппы под руководством Окуни. Девушки из этой труппы не придерживались привычного рисунка танца, выступали в ярких, необычных костюмах, использовали настоящие мечи или надевали на шею цепь с католическим крестом. Это и дало повод называть их представления кабуки.

На протяжении периода Эдо правительство трижды проводило крупные реформы, одной из целей которых было "исправление нравов" населения. В 1629 году женские театральные труппы были запрещены и заменены на юношеские. С 1650-х годов все роли в театре стали исполнять исключительно взрослые мужчины. Фривольные танцевальные представления и короткие фарсы уступили место драматическим постановкам с развитой сюжетной основой.

Гравюры тоже подвергались проверке на соответствие нормам морали. Под запрет попадали изображения воинских кланов, живших после XVI века, включение в гравюру имен борцов сумо, актёров театра кабуки и куртизанок, за исключением девушек из Ёсивара. Художники пытались обходить законы, обозначая имя девушки цветком или зашифровав его в декоре тканей. Однако ограничения, коснувшиеся бидзинга и якуся-э, дали импульс к развитию других жанров - пейзажа и военно-исторической гравюры муся-э.

Когда: 17.10.2024 - 01.12.2024

Где: Калининградский музей изобразительных искусств (Калининград, Ленинский проспект, 83)

www.museum.ru/N85716
Ваше мнение »»

»»Калининградский музей изобразительных искусств
Адрес:Калининградская область, г. Калининград, Ленинский проспект, 83
Телефоны:(4012) 46-71-66 (приёмная), 46-71-43 (касса)
сайт:kaliningradartmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.11.2024  x    ?  


Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка Александра Фёдорова «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

«Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»

От слепка до пикселя. Искусство через призму данных

Выставка "Вокруг Кармен" в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка "История одной книги. Александр Блок. Театр" в Музее-квартире А.А. Блока

Модный Петербург эпохи модерна на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

«Священной памяти Двенадцатого года» - выставка из собрания Государственного Эрмитажа в Тюмени

Выставка "Учителя и ученики. Школа Б.В. Лесова"

Две выставки ко Дню артиллерии в музее-панораме "Сталинградская битва"

Выставка "Мастера симбирского модерна" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Артефакт" в Музее "Разночинный Петербург"

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Музей наивного искусства (Екатеринбург) открывает общедоступную библиотеку

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Выставка XX Международного сибирского фестиваля керамики в Новосибирске

Завершающий этап проекта "Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых" в Н. Новгороде

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru