20 ноября 2024 года в залах-трансформерах Главного штаба Эрмитажа начинает работу выставка «"Твердыня пламенная". К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха».
Более 500 предметов экспозиции повествуют о творческом, научном и духовном пути художника, философа, археолога, писателя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947).
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии 20 музеев и культурных институций России, Республики Беларусь и Монголии.
«Эрмитажный Рерих – утончённый представитель петербургской культуры; вдохновенный пророк духовного единства России и Востока; романтически-практичный борец за права культуры», – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Открытие выставки станет кульминацией празднования юбилейного года Рериха в Эрмитаже. В апреле 2024 года состоялись торжественное заседание и концерт, посвящённые художнику. Ежегодно в музее проводится Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», а также вручается премия имени Рериха за особый вклад в сохранение культурных традиций.
Экспозиция «Твердыня пламенная» – ключевое событие эрмитажной буддийской программы, в рамках которой в этом году состоялось представление статуи Будды Майтреи после реставрации, была открыта выставка шедевров буддийского бурятского искусства в Улан-Удэ, работала экспозиция «Археологический феномен. Между прошлым и будущим» в Эрмитаже, отмечающая важную дату – 100-летие с начала научного исследования археологического памятника в горах Ноин-Ула; реализован театральный проект «Сутра золотого света», вдохновлённый экспозицией Запасной галереи Отдела Востока Эрмитажа.
Название выставки повторяет заголовок одного из известных сборников публицистики Николая Константиновича – «Твердыня пламенная». Книга впервые была издана в 1933 году, за несколько лет до подписания Пакта Рериха – первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений. В документе нашли отражение размышления Николая Константиновича о защите культурных и духовных ценностей, объединённых идеей – «Мир через Культуру». Одна из главных задач выставки – представить зрителю наследие знаменитого художника и мыслителя через связь с этой ведущей идеей его деятельности.
Экспозиция демонстрирует живописные произведения Николая Константиновича от самых ранних, написанных в петербургский период творчества, до наиболее поздних. Среди них – знаменитая картина «Гонец. "Восста род на род"», за которую Рерих получил звание художника, а Павел Третьяков приобрёл её для своей коллекции; «Заморские гости» и «Город строят» из собрания Третьяковской галереи, а также малоизвестные публике полотна – «Натурщик» и «Отдых охотника» из Музея Академии художеств.
Посетители смогут увидеть не только картины Николая Константиновича, но и уникальные произведения русской иконописи и тибетской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и вещи, связанные с жизнью и творчеством художника.
Особое место на экспозиции занимают предметы из собрания Государственного Эрмитажа. Это, прежде всего, археологическая коллекция семьи Рериха, включающая личные находки Николая Константиновича, его супруги Елены Ивановны и младшего брата художника Бориса Константиновича. Всего рериховское археологическое собрание в фондах музея насчитывает более 26 000 предметов. В его основе – коллекции каменного века, но также присутствуют находки из раскопок средневековых памятников. Собрание Эрмитажа раскрывает Рериха и как коллекционера западноевропейской живописи, представленной в большей степени произведениями голландских и итальянских мастеров XV–XVII веков. Среди них – «Святой Архангел Михаил» кисти Винченцо Фоппа, «Скалистый пейзаж со святым Иеронимом» Руланта Саверея, «Накренившиеся суда в бурном море» Адама Виллартса. Интересным станет знакомство с тибетскими свитками – тангка – из собрания сына художника Юрия Николаевича и живописным полотном «Когда собираются йоги» кисти его брата Святослава Николаевича, которые сейчас находятся в коллекции Эрмитажа.
Кураторы выставки: Владимир Александрович Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа; Юлия Игоревна Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа; Елена Алексеевна Бондаренко, специалист по выставочной работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра «"Твердыня пламенная": коллекции Рерихов и их художественные произведения в собрании Государственного Эрмитажа» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Посетить экспозицию можно до 2 марта 2025 года по входному билету в Главный штаб.
___
Подробнее о выставке
Выставка охватывает творчество Николая Константиновича Рериха с 1890-х годов, времени его обучения в Императорской Академии художеств, до 1940-х годов.
Начало пути Рериха как художника связано с изображениями «седой старины» – сюжетов из древней жизни, которые привлекали его своей красотой. В первом зале выставкипредставлены картины на подобные темы, среди них – «Ункрада», «Древний город» и «Могила великанова». Эти произведения сопровождаются уникальными археологическими находками, документами и другими материалами, подчеркивающими подлинность действительности, изображённой на полотнах. Художник выражал своё восхищение древнерусскими городами не только в живописи, но и в фотографиях, ставших ярким свидетельством его путешествий по России. Многие из этих снимков были опубликованы в «Истории русского искусства» Игоря Эммануиловича Грабаря и в других изданиях. Посетители выставки смогут увидеть Пермский иконостас Рериха – выдающееся произведение русской религиозной живописи начала XX века. Очарование художника памятниками Древней Руси также передаёт знаменитая серия архитектурных этюдов, созданных им во время поездок по Средней России в 1903–1904 годах. Некоторые из них будут представлены на экспозиции.
Во втором залеперед зрителем открывается мир Востока, играющий ключевую роль в творчестве Николая Константиновича Рериха. Зрителей встречают религиозные и философские книги, утончённые образцы буддийской иконы и пластики, памятники письменной культуры Востока. Важное место занимают живописные произведения – «Королевский монастырь. Тибет», «Ступа. Ладак», «Пророк (Магомет на горе Хира)», тонко передающие впечатления художника от увиденного в дальних землях: горние обители, знаки, оставленные на камнях, и немногочисленные жители этого необычного мира – отшельники, святые, путники. Особого внимания заслуживают гималайские этюды, созданные художником во время его Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Они свидетельствуют о духовных поисках Николая Рериха, выражают его стремление понять и передать красоту природы и культуру народов, населяющих эти места.
Через два священных для Рериха пространства – Россию и Восток – повествование выставки переходит к размышлениям о будущем в третьем зале. Художник видел грядущее грозным и требующим безотлагательных действий, но в то же время обещающим обновления.
В этом зале зритель увидит образы, предупреждающие о неотвратимости наказания, как в картине «Армагеддон», и одновременно произведения, дающие надежду на помощь и заступничество – «Вестник», «Отшельник», «Василиса Премудрая». Каким бы ни было будущее, человечеству предстоит принять бой за него, и подготовка к этому решающему событию не прекращается и на полотнах Рериха – «Ковка меча», «Святогор».
Многие работы, представленные в этой части экспозиционного пространства, были написаны во время Первой мировой и Великой Отечественной войны. Именно в этот период для Рериха как никогда стало важным дело сохранения культурных ценностей. Высшей точкой развития концепции «Мир через Культуру» стал Пакт Рериха, первый в истории договор о защите культурного достояния. Некоторые материалы, связанные с историей создания этого документа, также представлены на выставке.
Навыставке представлены экспонаты из Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусства народов Востока, Санкт-Петербургскогогосударственного музея-институтасемьи Рерихов, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Музейного агентства Ленинградской области, Галереи искусств Kgallery, Библиотеки Российской академии наук, Института восточных рукописей Российской академии наук, Института истории материальной культуры Российской академии наук, собрания семьи Куниных, Пермской государственной художественной галереи, Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Нижегородского государственного художественного музея, Национального музея Республики Бурятия, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Национального художественного музея Республики Беларусь, Дома-музея семьи Рерихов (Монголия, Улан-Батор).