Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента РАХ Сергея Викторовича Цигаля. В экспозицию, приуроченную к 75-летию автора, войдет более 70 графических листов, выполненных в технике офорта, шелкографии, аэрографии и в смешанных техниках.
Яркий представитель современной отечественной анималистики, Сергей Цигаль принадлежит к знаковой для российского искусства творческой династии: его отец – действительный член Российской академии художеств, художник-график Виктор Цигаль (1916-2005), мать - живописец Мирэль Шагинян (1918-2012). В 1973 году он окончил географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Затем участвовал в научной экспедиции по Индийскому океану, работал в ГЕЛАН СССР и в ВНИИ морского рыбного хозяйства и океанографии. В 1986 году окончил факультет интерьера и оборудования кафедры конструирования мебели Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). Серьезно стал заниматься искусством в зрелом возрасте.
В его творчестве отразилась любовь к хрупкому миру живой природы. Главные герои произведений мастера – дикие животные и домашние питомцы. Большая часть из них была запечатлена художником во время путешествий по разным странам. Он часто работает по несколько лет над тематическими сериями: «Насекомые», «Рыбки», «Коты», «Лоза», «Лотос», которые соединяют в себе интерес натуралиста и утонченность восточной графики. С потрясающей выразительностью создает образы собак и кошек, жирафов и страусов, ягуаров и обезьян. Каждый из них невероятно точен и при этом ярко индивидуален, это ощущается в изображениях домашних любимцев - от грациозной борзой Дуни и изящного кота породы сфинкс. Близкий друг автора, российский кинорежиссер Вадим Абдрашитов так описал свои ощущения от произведений: «Комментарий к хокку всегда длиннее собственно стихотворного текста. Как кратко описать работы Сергея Цигаля, в которых так выразительно факт эмпирический превращается в факт художественный? Как описать божьи твари, продолжающие жить в графике художника, как в природе? Каким образом они – в точнейшей и тончайшей пластике – существуют в движении? Трудно описать это, как невозможно прозой пересказать поэзию. Офорты художника хочется рассматривать ещё и ещё: там движение, там жизнь. Потому, что у Цигаля своя линия. В том смысле, что нет линий случайных, как их нет в природе».
Сочетание твердой руки и чуткого пера рождает сильное ощущение глубокого лиризма понимания и чувствования самой материи жизни через поэтическую, завораживающую красоту. В многочисленных экспедициях по стране, а также в зарубежных поездках были собраны впечатления для серий «Торжок», «Коктебельские камни», «Средняя Азия», «Венеция», «Парусники», «Китай» и многих других. Образы, найденные им, порой переплетаются, превращаясь в причудливые орнаменты, как, например, в графических листах «Восхождение на Казбек», «Случай в Иерусалиме». Ностальгия, поэтичность, романтическая взволнованность отличают эти работы, несмотря на их композиционную выверенность и завершенность.
Исследователи отмечают, что мир графики Сергея Цигаля наполнен особой магической поэзией. Ему удается запечатлеть драгоценные, ускользающие мгновения жизни, которые составляют смысл существования и труда художника. Полные восхищения природой, доброго юмора, пронизанные любовью к миру произведения никого не оставляют равнодушным.
Текст подготовлен Управлением информации (пресс-службой) РАХ.
Сроки экспонирования: 19 ноября – 8 декабря 2024 года.
Место экспонирования: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).