3 октября в Пикетном зале Зимнего дворца открывается выставка "Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Эрмитажа".
Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Нэцкэ представляют собой миниатюрную скульптуру со сквозным отверстием, через которое пропускали шёлковый шнур и привязывали к фигурке любой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Изначально нэцкэ имело исключительно утилитарное назначение: служило стопором, удерживающим на поясе необходимые мелочи – например, коробочку для лекарств или кисет с табаком. Их носили таким способом, так как ни один из предметов традиционного мужского костюма не имел карманов.
Выставка, посвящённая искусству нэцкэ, уже проводилась в Эрмитаже в 2016 году. В этот раз она предстала в абсолютно новом составе и рассказывает об основных центрах резьбы миниатюрной скульптуры и ведущих мастерах этого направления XVIII–XX веков. Для выставки подобрано 32 предмета из собрания Государственного Эрмитажа и 153 экспоната из шести частных коллекций.
Большинство ранних нэцкэ не имеют авторской подписи, так как эта традиция сформировалась не сразу. Тем не менее на выставке можно увидеть произведения, авторство которых установлено: фигурки «Буйволицы» и «Буйвола» резчика Томотада, одного из самых знаменитых мастеров за всю историю существования этого искусства, основателя школы резьбы миниатюрной скульптуры в Киото. На экспозиции также представлены работы резчика Масанао, который преимущественно изображал животных. Среди его самых узнаваемых героев – тигры с пухлыми щеками и пушистыми бровями. Выставка знакомит с произведениями мастеров Ёсинага и Ёситомо: «Тёкарo сэннин», «Хотэй с мальчиком карако», «Окамэ со снежным шаром» – резчики почти полностью отказались от изображения животных, сосредоточив усилия на создании персонажей китайских легенд.
Основные центры резьбы нэцкэ сформировались как в столичных, так и в провинциальных городах Японии: Осака, Киото, Нагоя, Гифу, Цу, Вакаяма, Эдо и других. В произведениях миниатюрной скульптуры каждого из них можно выделить свои особенности. В регионе Камигата, объединяющем города Осака и Киото, нэцкэ отличало экономное расходование слоновой кости. Композиция была фронтальной, так как предполагалось, что фигурку видят только с её лицевой стороны, на поясе владельца. Среди подобных произведений можно выделить «Монгольского лучника» и «Тэнага и асинага». Нэцкэ, созданные в провинции Ивами на юго-западе острова Хонсю, отличались использованием доступного в здешних условиях кабаньего клыка и редких пород древесины. В восточной столице – городе Эдо – самостоятельная школа резьбы нэцкэ сформировалась позднее, чем в Киото и Осака. Для этого центра было свойственно изображение героев японской литературы и бытовых сюжетов.
Благодаря работе признанных мастеров нэцкэ миниатюрные скульптуры из утилитарных предметов превратились в настоящие произведения искусства, разнообразие которых будет представлено на выставке в Пикетном зале.
Куратор выставки – Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Обществом коллекционеров нэцкэ (Отделение стран СНГ Международного общества нэцкэ). Произведения из личных собраний предоставили коллекционеры Даниил Борщёв, Александр Кулиш, Виктор Пузнянский, Павел Савранский, Максим Сурнов и Игорь Черемикин.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Государственного Эрмитажа» (Санкт-Петербург, Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Когда: 03.10.2024 - 19.01.2025
Где: Пикетный зал.