7 февраля в Пермской художественной галерее открывается моновыставка «Грехопадение». Кто поправил Мартина де Воса?». Это вторая моновыставка проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории».
В истории искусства немало драматичных фактов, связанных с внесением изменений в первоначальное авторское произведение. Исследование таких сюжетов напрямую связано с научной реставрацией, которая открывает ту или иную историческую эпоху в новом ракурсе и помогает найти ответы на возникающие вопросы. Например, как связано изображение Райских кущ с событиями Тридцатилетней войны первой половины XVII века, ставшей по существу первой Мировой войной, в которую была втянута вся Европа.
Об этом, и не только об этом, рассказывает вторая моновыставка проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории». На этот раз героем экспозиции стала картина неизвестного нидерландского мастераконца XVI века «Грехопадение». В основе сюжета – библейское сказание о первой человеческой паре – Адаме и Еве, о том, как вкусив запретный плод, люди навсегда нарушили гармонию богообщения и были изгнаны из Рая. Грехопадение – важнейший сюжет в искусстве Средневековья и Возрождения.
К появлению нашей картины на свет причастны как минимум пять личностей. Первая из них – герцог Баварии Вильгельм V (1548 – 1626). Личность вторая – его придворный гравёр Ян Саделер (1550 – 1600), который получил заказ на изготовление серии гравюр по библейским сюжетам. Третья, основная, фигура нашей истории – художник Мартин де Вос (1532 – 1603), который создал рисунки для гравирования. На этом имени биография картины, или ее провенанс, могла бы закончиться, если бы не появление еще двух важных, но безымянных персонажей: четвертого и пятого.
Четвертый – был владельцем картины примерно в конце XVI – начале XVII века. Это было время, когда в Европе бушевали длительные кровавые конфликты католиков и протестантов, в кострах которых могло погибнуть и наше произведение: Протестанты выступали против изображений священных ликов, напрямую уничтожая их.
Однако дальновидный владелец картины сделал заказ некоему художнику (пятый персонаж): скрыть образ Бога-Отца. Сюжет при этом оставался понятным, а остальные элементы картины не противоречили религиозным предписаниям. Так на картине появились пышные деревья райского сада, под изображением которых 400 лет оставалась невидимой ключевая для той эпохи деталь. Было установлено, что картина из собрания галереи – живописный вариант одного из рисунков той самой серии Мартина де Воса. Живописец мог принадлежать кругу этого, очень авторитетного художника Антверпена либо был его последователем.
Обнаружилось все это благодаря исследованиям специалистов Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.
На выставке зрители могут рассмотреть картину в деталях, увидеть «следы» времени – символические (например, как менялся сюжет) и физические (например, лётные отверстия жука-притворяшки), которые определили особенности восстановительных работ. Помимо того, экспозиция демонстрирует материалы (старинные книги, гравюры, карты, монеты), дающие возможность понять, что происходило в те давние времена.
Научная реставрация не просто вернула произведению искусства его авторский вид, она стала толчком для интерпретации, помогла обратиться к первоначальному тексту и сюжету о взаимоотношении человека и высших сил и о том, что движет человеческими поступками.
Современный мир, в который вернулся воссозданный образ, заставляет взглянуть на его биографию с позиций сегодняшнего дня и убедиться в ее актуальности.
Руководитель проекта: Ольга Старцева, зам. директора Пермской галереи
Куратор: Игорь Мартынов, главный научный сотрудник Пермской галереи
Архитектор: Никита Гойнов
Графический дизайнер: Саша Бубнова.
7 февраля 2025 — 16 марта 2025
г. Пермь, ул. Окулова, 75, к. 3