Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского". Проект впервые демонстрирует фреску широкой публике и рассказывает о пути ценного античного экспоната - от гробницы-цисты на юге Италии до реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
На оштукатуренной туфовой плите изображен молодой мужчина с бородкой и пышной кудрявой шевелюрой верхом на коне рыжей масти. На всаднике - короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники, что выдает в нем воина. Голова его, однако, не покрыта шлемом, а из оружия видно лишь копье, с которого свисает белая туника, украшенная пурпурной каймой и обагренная кровью, - трофей, захваченный у убитого врага.
Фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 - Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее.
Оставаясь известной лишь узкому кругу специалистов, фреска не экспонировалась ранее: потемневший от пылевых наслоений фрагмент живописи, к тому же имевший сквозную трещину, видимо, считался недостаточно презентабельным. Все изменила проведенная в 2023-2024 годах реставрация: фреска оказалась исключительной по сохранности и художественным качествам. Как отмечает Александр Анатольевич Горматюк, проводивший реставрацию фрески в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, "несмотря на наличие утрат, эта живопись обладает удивительной свежестью, позволяет буквально почувствовать движение кисти античного мастера, ощутить его присутствие".
Живопись древней Кампании широко известна благодаря сохранившимся настенным росписям римского времени из Помпей, Геркуланума, Стабий и других городов в районе Неаполитанского залива. Фреска из Воронежского музея относится к более раннему историческому периоду начала романизации кампанских земель. Место находки позволяет связать ее с живописной "школой" Капуи - города, сыгравшего видную роль в истории древней Италии.
Обстоятельства обнаружения этого фрагмента точно неизвестны, однако по характеру росписи ясно, что он был частью декорации гробницы-цисты. Погребение такого типа представляло собой составленный из плит, перекрытый плоской или двускатной крышей каменный прямоугольный ящик, в который помещали тело умершего вместе с погребальными дарами. Внутренние стены цисты расписывали, сложность декоративной программы зависела от статуса заказчика и пожеланий семьи. Гробницы с фигуративными росписями относят к разряду аристократических, принадлежавших местной элите.
В древних аристократических культурах образ всадника универсален и всегда элитарен. А конь - ценное животное, обладание которым подчеркивает высокий социальный статус владельца. Однако всадник, изображенный на фреске из Воронежского музея, - не просто воин, а воин-победитель, возвращающийся с поля боя, о чем красноречиво свидетельствует его трофей.
Из-за фрагментированного состояния фрески невозможно предположить, сопровождался ли воин другими фигурами, однако мотив возвращения с трофеем указывает на обретение им статуса героя. Кроме того, в символическом измерении всадник и его триумф могли ассоциироваться с благополучным переходом в мир иной. Возможно, у самнитов конь мыслился как существо-психопомп (от др.-греч. psychopomp?s - "проводник душ"), перевозящее умершего в загробный мир. Таким образом, сцена прибытия воина на фреске может толковаться как переход умершего к счастливому существованию в загробном мире.
Первый опыт экспонирования воронежской фрески - это тоже своего рода "возвращение" всадника из небытия и безвестности, из глубины времен, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстает перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит, хотя бы отчасти, вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Даты проведения: 4 февраля - 30 марта 2025
Место проведения: Главное здание (Москва, Волхонка, 12), зал 16
Рабочая группа: Ольга Тугушева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира; Александр Горматюк, реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря; Надежда Налимова, кандидат искусствоведения, специалист по искусству Античности, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Наталия Бакина, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского.