17 мая в Музее личных коллекций Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль" открылась выставка "Ростов! Ростов? Ростов..." (Ростов в старых открытках), посвященная 1140-летию Ростова и Международному дню музея. Основа выставки: открытки из собрания В.А. Кима, из собрания Музея-заповедника "Ростовский Кремль", частные собрания.
Люди писали друг другу письма еще в глубокой древности. В Египте сохранилась фреска II тысячелетия до н.э., на которой гонец, почтительно склонившись перед фараоном, протягивает ему послание. Письмо открытое - открытка как вид почтового отправления возникла в середине XIX столетия, во время франко-прусской войны. Случилось так, что значительная часть французской армии сосредоточилась в маленьком бретанском селении, и вскоре стало не хватать бумаги и конвертов для солдатских писем. Тогда тамошний книгопродавец Леон Бенардо решил нарезать и пустить в продажу имевшийся на складе картон. Затем случайно ему попались на глаза такие кусочки картона, украшенные солдатскими рисунками и карикатурами, и сообразительный Бенардо придумал патриотическую виньетку и стал литографировать ее на свои кусочки картона. Такие открытки имели большой успех.
Официальный день рождения открытки - 1 октября 1869 года, когда по предложению профессора венской Военной академии Эммануила Германа была выпущена "карточка для корреспонденции" размером 123х88 мм с отпечатанной маркой достоинством в 2 крейцера. В России (которая являлась членом Всемирного почтового союза) первые открытки без изображения на лицевой стороне появились в начале 70-х годов XIX века. Но уже к концу столетия с развитием фотографии, а также печатной техники все большей популярностью начинает пользоваться иллюстрированная открытка.
В ходе развития частной переписки и с распространением путешествий возникло вполне понятное желание наглядно продемонстрировать друзьям и родственникам тот город, который человек проезжал, его достопримечательности. В начале ХХ века Ростов, как и в предыдущих столетиях, был центром паломничества верующих к находящимся здесь святыням. Гости охотно покупали на память и рассылали родственникам открытки с видами города. Подавляющее большинство снимков, помещенных на открытках, представляют кремль, монастыри и церкви. Фотографы стремились запечатлеть то, что придавало своеобразие Ростову, было его вкладом в историю русской культуры. Ростовцы также с удовольствием и в больших количествах посылали открытки своим знакомым и родственникам в другие города.
О красоте и своеобразии Ростова сказано и написано немало. В восторженных эпитетах в разные времена выражали гости нашего города свои впечатления от его неповторимых памятников и особенной атмосферы "намоленности". Течение времени изменило облик ростовских улиц, но многим нашим современникам интересно знать, как выглядел Ростов всего лишь сто лет назад, каким его видели наши недалекие предки. И в этом посетителям музея помогут открытки начала ХХ века с видами Ростова. Они сохранили облик навсегда утраченных памятников, прежде всего церквей, уничтоженных в 30-х годах, во времена "безбожных" пятилеток.
Открытки тиражировались разными способами. Самый простой, применявшийся местными фотографами, - фотопечать с негативов. Однако в начале ХХ века широкое применение получила фототипия. Этот способ репродуцирования в плоской печати позволял воспроизводить как одноцветные, так и расцвеченные оригиналы, добиваясь высокого качества изображения, четкости в передаче мелких деталей.
Расцвет издательской деятельности фотомастеров приходится, судя по почтовым штемпелям, на первое десятилетие ХХ столетия. В печатании и распространении открыток принимали участие десятки частных издателей; это порождало конкуренцию, стремление улучшить свою продукцию, сделать ее привлекательной для покупателя. В результате выделился ряд имен издателей, чьи открытки по качеству и количеству выгодно отличались от других. Это В.П. Носков в Ростове, Н.И. Финогеев в Ярославле, издатель Д.А. Иванов в Москве, работавший с крупными столичными типографиями: Шерер, Набгольц и Ко; К. Фишер; Циммерман и Гавист; М.А. Келеберда.
В 1913 г. возникла московская фирма М. Кампеля, выпустившая огромное количество открыток с видами больших и малых городов России. Цветные открытки этого издательства по четкости изображения, высокому качеству бумаги и живописности колорита не имеют себе равных.
Почти сразу после своего появления открытки стали объектом коллекционирования, и со временем такие собрания приобретают все большую историческую ценность. В 70-е - 80-е годы ХХ столетия владельцами крупных коллекций, насчитывающих несколько сотен дореволюционных открыток с видами Ростова, стали В.И. Вахрина, В.А. Ким, Е.И. Крестьянинова, В.Д. Котков. После кончины В.А. Кима его коллекция (114 открыток) была закуплена у наследников музеем "Ростовский кремль" и дополнила собственное собрание музея. На основе двух собраний (В.А. Кима и Е.И. Крестьяниновой) и построена настоящая выставка.
Открытки на выставке представлены по темам. В нескольких витринах размещены общие виды кремля, Успенского собора и центральной части города; вместо традиционных этикеток они сопровождаются цитатами из путеводителей и книг, посвященных Ростову и передающие впечатления путешественников, в разные годы посещавших город.