Кураторский проект о художнике Константине Сутягине у многих вызывает вопрос, почему Музей органической культуры, никогда не отходивший от центра своего интереса в формировании экспозиции основных залов и выставочных проектов, пригласил современного художника, не связанного с традициями классического авангарда, и ни разу не заявившего о себе, что Органическое направление в культуре – и его творческий импульс?
Что же привлекло ученый совет музея к творчеству Константина Сутягина? Расширение понимания Органики в противовес штампу о надуманной «космичности» является органичным в творчестве художника и все восприятие мира, и его «мироощущение» проявило себя тогда, когда он начал выражать «действие Духа в Природе».
Исследователи творчества художника сразу выделили «ощущение живой жизни»! Мы чувствуем эту жизнь через «нелогичность и непредсказуемость мазка» и сам художник говорит о «гладкой» и «занозистой» живописи, которая словно «вздымается» от будней, пробуждая сознание.
Множество прежних проектов выкристовали в художнике видение «крестовидного» устройства мира и этот путь тянется не только по горизонтали, но и по вертикали (зримо воплощенной снегом, дождем, колокольней)» (Алексеева). Даже «размытость между небосводом и очертаниями реальности», или образ «всепроникающей реки, реки, имеющей не только физическое, но и незримое (видимое только духу)» состояние Природы, исследователи оценили как путь к корням...
В данной выставке много полотен на тему библейских сюжетов. В основной экспозиции МОК мало образов на религиозные тематические циклы. Духовность М. Матюшина, Е. Гуро, В. Стерлигова и его учеников, выражена структурой пространства, его «новой формой – каноном», в стремлении понять органическую суть мира, во «всеобщем динамизме мира» выразить «сакральность бытия».
Обращенность Константина Сутягина к человеку, к его осмыслению вечных вопросов, и подвигло художника к религиозным сюжетам, потому что тут и открывается суть Христианства: Бог воспринимает телесную природу человека, становится близким нам вплоть до осязания...
Но как не подпасть под власть сформированных школ, или их вырождения в гламурность или в сухую безжизненность? Художник живит свои полотна иногда яркой образностью. «Закхей» - своим сильным желанием увидеть идущего Христа словно отодвинул всех, он один на переднем плане, а все вдали, вдали и Господь, но свет, исходящий от Него, создает движение туда, где духовный центр мироздания - СВЕТ.
Интересные композиционные решения, живое чувство фактуры дерева, сочетание цвета и света в живописных полотнах - сближают Небо и Землю, поражая цельностью единого пространства. А иногда приводят в удивление, как в полотнах «Мытарь и Фарисей», или «Самарянка»...
Ученый совет музея подготовил эссе к каждому полотну с сюжетами библейской тематики. На выставке представлены 53 работы, расположенные в шести просторных залах, они приоткрывают широкий диапазон интересов самого автора как мыслящего художника и как яркого живописца, совершенно органично и живо передающего свое мироощущение.
Куратор проекта - Ирина Аликина.
Выставочный проект «Виноградники» представлен из архива Музея Органической Культуры (г. Коломна)и архива художника Константина Сутягина
Подробнее здесь и здесь.
Выставка открыта с 26.11.2021 по 04.04.2022 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ 12:00-18:00 (санобработка: 14:00-15:00)
пт.-вс. открыт, пн.-чт. закрыт.
Адрес выставки: Московская область, г. Коломна, Кремль, Брусенский переулок 31.