Выставка "Калейдоскоп французской жизни", которая открывается в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) 4 декабря 2024 года, представляет одну из лучших коллекций литографированной афиши XIX - начала XX веков из собрания Пушкинского музея. Произведения в экспозиции, созданные в триумфальный период в истории рекламного дизайна, иллюстрируют всё многообразие французской жизни - быт, моду, нравы, развлечения, коммерцию, политическую борьбу, искусство.
В экспозиции представлены французские афиши художников, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы: пионер иллюстрированных объявлений Поль Гаварни, "отец художественной афиши" Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.
Начиная с XIX века многие французские художники пробовали свои силы в рекламе, что было связано с бурным развитием в стране промышленности и экономики. Конкуренция и борьба за рынок стали мощными стимулами для развития искусства афиши, предприниматели, заинтересованные в рекламе своих товаров, открыли важный источник доходов для художников, в Париже появились профессиональные рекламисты. Сохранившиеся афиши являются уникальными документами эпохи, отражающими национальные приоритеты, характер французов, их веселый нрав и пылкий темперамент, заразительный дух свободы, рациональность и практичность, гурманство и утонченность вкусов.
Выставка "Калейдоскоп французской жизни. Афиша XIX - начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина" состоит из четырех разделов.
Раздел "Живопись улиц" посвящен образу Парижа как города-галереи. В XIX веке улицы, бульвары и площади заполнила коммерческая реклама: она размещалась на афишных тумбах, строительных заборах, в витринах магазинов; по городу перемещались рекламные фургоны и тележки, рекрутеры с двусторонней рекламой. Жители Парижа и других городов наблюдали рекламу велосипедов, шин, микстур и снадобий, "подкрепляющего силы" шоколада со вкусом рая и вина, "дающих вдохновение" чернил, сверхчистого керосина для ламп, консервов и зубной пасты. Французские города превратились в огромный выставочный зал - художественные афиши стали яркой приметой эпохи.
Особым явлением в общественной жизни Франции был политический плакат, которому посвящен раздел "Социальная сатира художников анархистов". Во время Великой французской революции Париж наводнили памфлеты, карикатуры и воззвания. Это был значительный этап в истории возникновения политического плаката. На рубеже XIX-XX веков художники Теофиль Александр Стейнлен, Гюстав-Анри Жоссо, Жюль Гранжуан, Каран д'Аш, Адольф Вийетт сотрудничали с современными изданиями и находились в курсе всех событий, освещали процессы, происходившие в политической жизни. Художники поддерживали распространенное умонастроение последних десятилетий века с его сомнениями, порожденными индустриальной цивилизацией.
Самый колоритный раздел выставки - "Cоблазны и развлечения "Belle Époque"". Более трети афиш из коллекции Пушкинского посвящены анонсам увеселений и представлений в кабаре и театрах, выступлениям менестрелей и танцовщиц. Реклама парижских кабачков, танцзалов и кафе-концертов настойчиво зазывала посетителей на программы шансона, выступлений варьете, зажигательного канкана и пантомимы. В динамичных композициях запечатлены известные места паломничества французского буржуазного общества - "Ша Нуар", "Амбассадер", "Мирлтон", "Мулен Руж", "Мулен де ла Галетт", "Казино де Пари". Художники чистосердечно отражали в афише парижскую жизнь того времени. Париж манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений.
В завершающем разделе "Музы коммерции" зритель познакомится с женскими образами французской рекламы. Афиши диктовали вкус к зрелищам и образ жизни. Моделями для рекламных образов часто служили известные куртизанки и актрисы: Лиан де Пужи, Каролина Отеро, Клео де Мерод, Лина Кавальери и многие другие. Отдельно вошли в историю любимые модели художника Жюля Шере - актрисы варьете Арлетт Дорже, Луиза Балти, Шарлотта Вье, которые стали первыми "авторскими" персонажами в длинной череде женских образов, эксплуатируемых в рекламе.
Выставка будет сопровождаться просветительской программой. Подробности - на сайте.
Куратор: Ирина Никифорова, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина
Организаторы: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Время проведения: 4 декабря 2024 - 23 февраля 2025
18+
Стоимость билетов: со вторника по пятницу - 200 рублей, суббота, воскресенье и праздничные дни - 250 рублей; льготный - 100 рублей.
Место проведения: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нижний Новгород, Кремль, к. 6).