Государственный музей Востока представляет выставку «Пусть расцветают все цветы», которая поставит яркую финальную точку в череде мероприятий, посвященных перекрестным годам культуры России и Китая. Этот проект также приурочен к 75-летнему юбилею образования Китайской Народной Республики и установлению дипломатических отношений между двумя странами.
Название выставки раскрывает ее основное тематическое содержание – большинство работ выполнено в жанре «цветы и птицы». Здесь будет представлено около 300 экспонатов – и это лишь часть уникальной коллекции искусства Китая 50-х годов, которая хранится в Государственном музее Востока. Важная часть собрания – национальная живопись гохуа, представители которой стремились сохранить своеобразие классической живописи.
«Среди работ, которые увидят посетители, хочется выделить Ци Байши – художника, перед творчеством которого преклоняется весь мир. В своем творчестве ему удалось сохранить основные принципы старой китайской живописи и вместе с тем привнести свое собственное видение мира. Другой известный художник того времени – Сюй Бэйхун – создал свой стиль на основе соединения национальных традиций с западными живописными приемами», – рассказывает куратор выставки Лидия Шмотикова.
Китайцы – признанные мастера керамики и фарфора. В молодом государстве КНР решили вернуть былую славу забытому на время искусству – для этого восстановили сложные в производстве цветные глазури: красную «бычью кровь», серовато-зеленые селадоны, нежно-голубоватые «лунные». На выставке будут представлены работы, дополненные узорами, тиснением, тонкой гравировкой или высоким рельефом. Расписной фарфор этого времени сохранил традиции подглазурной живописи кобальтом и медной красной краской – техники, требующей не только большого опыта в нанесении красок по сырому черепку, но и специальных технических знаний по обжигу.
Один из разделов выставки будет посвящен «живописи иглой» – вышивке. Самые искусные китайские ткачи для передачи тончайших цветовых переходов и сложных изгибов линий рисунка используют иногда более тысячи челноков. Посетители увидят уникальное панно (Шэнь Цинь-шуй «Пионы и бабочки»), выполненное в особой технике: у него нет изнанки, а изображение одинаковое с обеих сторон.
В залах будут представлены разнообразные резные изделия – из камня, слоновой кости, дерева и лака, каждые из них имеют свои особенности в изготовлении и отличающиеся только им присущими декоративными особенностями. Несомненно, привлечет внимание «дьявольский шар» из слоновой кости. Он содержит один в другом несколько неразъемных, вращающихся шаров, покрытых тончайшей резьбой
На выставке зрители увидят станковую «новую гравюру», которая появилась в Китае под влиянием европейских традиций в начале 1930-х годов и стала любимым видом агитационного искусства.
Куратор выставки Лидия Шмотикова, старейший сотрудник Музея Востока, отмечает, что за ее 57 лет работы в Музее предметы новейшего периода истории Поднебесной никогда не показывали вместе. Это значит, что жители и гости столицы впервые увидят столь полную ретроспективу китайского искусства эпохи КНР.
0+
Выставка будет работать с 5 декабря 2024 г. по 10 марта 2025 г.
Главное здание на Никитском бульваре.