Государственная Третьяковская галерея представляет на Кадашёвской набережной масштабный выставочный проект, посвященный творчеству одного из ведущих мастеров отечественного искусства ХХ века - Виктору Попкову. Это наиболее полный за последние годы показ работ художника, который предлагает новый, современный взгляд на его творчество.
Наследие Попкова обширно и разнообразно. Живописные и графические произведения хранятся в собраниях всех ведущих музеев России, а наиболее значительные полотна составляют основу постоянных экспозиций искусства ХХ века. Персональная выставка Попкова представляет около 200 произведений живописи и графики из 12 государственных музеев и 7 частных собраний.
Экспозиция, построенная тематически, раскрывает круг проблем, к которым художник обращался на протяжении своего непродолжительного - около двадцати лет - творческого пути. В заглавие разделов вынесены центральные произведения Попкова: "Строители Братска", "Мой день", "Двое", "Воспоминания. Вдовы", "Хороший человек была бабка Анисья", "Осенние дожди (А.С. Пушкин)". Строительство Братской ГЭС стала центральной темой для одного из самых известных произведений художника. Замысел работы родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы и жил среди строителей. Картина "Строители Братска", центральная работа первого раздела, вошла в историю русской живописи как эталон "сурового стиля".
Отдельное место в творчестве Попкова и в экспозиции занимают пейзажи, показанные в разделах "Зимняя Золотица", "Города и дороги" (графика) и "Времена года" (живопись), которые были написаны во время частых поездок по стране.
В своей творческой эволюции Попков прошел путь от сюжетной и композиционной ясности ранних живописных работ "Весна в депо", "Строители Братска", "На работу" к метафоричности размышлений о войне и ее последствиях в произведениях "Воспоминания. Вдовы", "Северная песня", "Шинель отца", "Майский праздник". Раздумья о предназначении и ответственности художника, о его исторической и творческой миссии воплощаются в портретах коллег и автопортретах разных лет, среди которых "Мой день", "Три художника", "Воскресенье", "Работа окончена", "Апрельский месяц". Картины "Двое", "Развод", "Семья Болотовых" затрагивают непростую тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Одной из важных составляющих проекта стало издание с наиболее полным представлением творческого наследия из государственных и частных коллекций. Альбомная часть включает цветные иллюстраций живописи и графики, подробная хроника жизни Попкова публикуется в сопровождение документальных фотографий, издание содержит статьи о творчестве художника и аннотации к наиболее значимым произведениям.
Острота видения окружающего мира, глубина личностного переживания, особый уровень осмысления и художественного воплощения своего времени характеризуют творчество Попкова и придают ему экзистенциальное звучание. Затрагиваемые им вечные темы жизни и смерти, добра и зла, труда и войны, любви и отчуждения остаются актуальными и в XXI веке. В современной исторической ситуации выставка произведений Виктора Попкова представляется насущной и значимой.
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера" Архангельск, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Долгопрудненский историко-художественный музей, Музей изобразительных искусство Кузбасса, Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки, ММСИ, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Томский областной художественный музей, Ульяновский областной художественный музей, частные собрания
Кураторы: Наталья Александрова, Анна Маполис, Татьяна Карпова
Выставка открыта с 4 декабря 2024 по 11 мая 2025
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, 12. 1 этаж