Государственная Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку живописца, графика, скульптора и поэта Бориса Кочейшвили. Экспозиция демонстрирует наиболее полно и разнообразно творчество мастера — от ранних графических произведений середины 1970-х годов до живописных панно и скульптурных рельефов, выполненных в последнее время.
Выставка открыта с 12 ноября 2021 по 9 января 2022
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38
Состав выставки: более 100 произведений живописи, графики и скульптуры
Кураторы: Ирина Седова, Тамара Вехова
Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев
Борис Кочейшвили (род 1940) давно известен публике и специалистам как график. Однако уже много лет он пишет картины и создает скульптурные произведения. Работы художника представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея Востока, Государственного Русского музея, Музея AZ, Музея Людвига (Германия), Национальной галереи Грузии, более чем в 30 российских региональных художественных музеях и в частных собраниях по всему миру. Стихи Кочейшвили, хорошо известные ценителям поэтического слова, вошли в сборник «Русские стихи 1950–2000. Антология» наряду с произведениями Иосифа Бродского и Всеволода Некрасова.
Один из наиболее самобытных представителей своего поколения, Кочейшвили окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и продолжил формироваться как художник в знаменитой офортной экспериментальной студии Игнатия Нивинского под руководством Евгения Тейса. Позднее Кочейшивили занимался литографией в мастерской на Верхней Масловке. Сформировавшиеся там сообщества художников создали очаги «живого» искусства в Москве того времени. В соседстве и творческом общении с такими современниками, как Эрнст Неизвестный, Олег Кудряшов, Юрий Купер, Май Митурич, Юлий Перевезенцев оттачивался стиль, образный и пластический язык мастера.
Центральные темы творчества Кочейшвили — это отношения и диалоги: персонажа с персонажем, персонажа с пространством, пространства с неодушевленным объектом. Названия его работ часто повторяются, а их герои переходят из одной композиции в другую: фигура и фигура («Беседа»), берег и река («У реки»), фигура и пейзаж («Незнакомка»), фигура и архитектурная форма («Женщины у башни»). В своем искусстве Борис Кочейшвили отражает взаимосвязи между людьми, взаимоотношения между человеком и природой через пластические соотношения цветовых пятен, линий и плоскостей, уподобляя пространство произведений сценической коробке с ее структурой (авансцена, просцениум, декорация, задник), наложенной на ландшафт (земля, вода, дальний лес, гора или небо). Театральность — неотъемлемая черта произведений мастера, в пространствах его работ разыгрываются и наполняются новыми смыслами архетипические сюжеты.
В состав экспозиции в Третьяковской галерее вошли произведения всех видов и жанров искусства, в которых работает Борис Кочейшвили. Представлены графические листы конца 1970-х, живописные произведения 2020-х, а также скульптурные рельефы, выполненные в последние годы. Один из знаковых экспонатов— входная дверь из мастерской художника, на которой в свое время он написал слова: «Я и ОНИ. ОНИ и Я», определившие название настоящей выставки. Ярким акцентом в экспозиции стал деревянный стул-трон, который архитектор выставки Алексей Подкидышев разместил под потолком. Этот объект символизирует незримое и постоянное присутствие автора в выставочном пространстве.
Большое внимание на выставке уделено скульптурным рельефам. Для их демонстрации сконструирован короб-сцена с динамическим светом. Создавая рельефы, Кочейшвили легко импровизирует с материалом и объемами. Его скульптурные произведения такие же живые и подвижные, как и рисунки художника. В работах художника фигуры будто двигаются и дышат, трава колышется, а пространство буквально сворачивается за горизонт. При этом мастер аскетичен в использовании пластических средств: высота рельефов не более 2–3 сантиметров, колористические решения сдержанны, используются один или два цвета.
Завершает выставку выполненный в дереве портрет Бориса Кочейшвили работы знаменитого скульптора Аделаиды Пологовой, которую сам художник считает своим главным учителем и другом.
Многогранное исследование мира художника представлено в пространстве выставки особыми экспозиционными средствами. Совместно с московским театром Liquid Theatre был подготовлен аудиоспектакль «Я и ОНИ», который доступен посетителям по QR-коду у входа на выставку. Гости музея могут услышать голос мастера, его стихи и рассуждения о пути художника, комментарии куратора Тамары Веховой, реплики театрального режиссера Юрия Погребничко в сопровождении звуков мастерской, а также оригинальной музыки Бориса Кочейшвили. В связи с рекомендациями по санитарной безопасности, организаторы проекты просят посетителей приносить и использовать собственные наушники и смартфон, чтобы прослушать аудиоспектакль. Биография художника и этапы его творческой жизни демонстрируются в экспозиции на мультимедийных экранах.
Выставка «Я и ОНИ» — это размышление о границах, о механизмах выстраивания отношений в современном мире. Кто я и кто мы? Где проходит граница между мной и другими, миром внутренним и внешним? Кочейшвили находит в заведомо драматичных взаимоотношениях между «я» и «они» формулу гармонии, построенной на нежности и юморе, готовности к «со-чувствию». Выставка представляет собой погружение в художественную вселенную мастера, местами трагическую, местами легкую и веселую, но неизменно глубокую и разнообразную.