Музей «Гараж» продолжает серию Garage Atrium Commission и представляет скульптуру Моники Сосновской, одной из самых известных представителей поколения польского искусства, чьи методы сформировались к середине 2000-х.
Моника Сосновская — автор инсталляций и скульптурных объектов, поэтика которых складывается из интереса художницы к мировой архитектуре ХХ века как к языковой системе. Каждый компонент этой системы (материал, форма, конструкция и так далее) Сосновская вдумчиво исследует, изымая его из исторического, национального или функционального контекста и подвергая физической деформации.
Переход Сосновской от живописи и архитектурных энвайронментов к объектам из металла похож на путь русского авангарда: упоение от созидания конструируемой действительности в функционально-нейтральном пространстве картины (или выставочного зала) сменилось работой на реальном промышленном производстве, индустриальная материальность которого стала для художников и вызовом, и источником вдохновения.
Скульптурная инсталляция «Упражнения на конструкцию. Сгибание» — результат исследовательской поездки художницы в Россию, где ее больше всего заинтересовали, среди других памятников архитектуры 1920–1930-х годов, инженерная виртуозность и визуальная простота сетчатых гиперболоидных конструкций Владимира Шухова.
В момент своего появления в конце XIX века сетчатые гиперболоидные башни были образцом технологичности, прочности и экономичности. Объект Сосновской — 24-метровая сетчатая конструкция весом около семи тонн, которая лишена подобной функциональности: она согнута, опрокинута и втиснута в Атриум Музея. Согнуть гиперболоид — задача из области инженерной фантастики. Для ее реализации художнице понадобились тестирование прототипа, а затем медленное (больше недели) «истязание» конструкции силой экскаваторов-семидесятитонников. В Атриуме искореженной башне как будто не по себе, тесно. В этом жесте есть и отголосок исторической правды (например, башня на Шаболовке обрушилась на первом этапе строительства), и ироничное наблюдение за тем, как меняется восприятие архитектурных форм. Однако этот «дискомфорт» конструкции художница нейтрализует тщательной покраской ее поверхности, делая ее безупречной и привлекательной.
Особую роль в восприятии «Сгибания» играет пространство, для которого создана работа: типичная для советского модернизма постройка. Эстетика, пропорции, конструктивные решения кафе «Времена года», открытого в 1960-е, которые были чутко сохранены бюро ОМА во время реконструкции, являются советской версией интернационального стиля архитектуры своего времени. В этом контексте интерес Сосновской к модернизму, начавшийся в родной Польше и распространившийся на его интернациональные источники (конструктивизм, Баухаус, Мис ван дер Роэ), обретает новое звучание. Сосновская словно создает правдивую версию того интернационального архитектурного языка, о котором когда-то мечтал Хрущев. В один из этапов Холодной войны глава СССР увидел модернистскую архитектуру и как дипломатическую возможность сообщить об открытости и современности СССР, и как экономически выгодное вложение в оперативное решение жилищного вопроса, что могло подтвердить величие советской власти. Но одержимость идеологией и низкое качество строительных материалов быстро свели на нет декларируемые ценности. В версии Сосновской модернистский язык общедоступен, конвертируем и при этом открыто сообщает об опыте прожитых советских утопий.
В рамках публичной программы к выставке в начале февраля состоится public talk куратора проекта Анастасии Митюшиной и профессора Цюрихского университета и практикующего архитектора бюро 6a architecs Тома Эмерсона, во время которого они обсудят инсталляцию «Сгибание» и творчество Моники Сосновской. В библиотеке Музея будет представлена подборка каталогов выставок Сосновской и книг о близких ее творчеству архитекторах и архитектурных явлениях.
Куратор: Анастасия Митюшина
***
Моника Сосновская
Моника Сосновская (род. 1972, Рыки, Польша) окончила Академию изобразительных искусств (Познань, 1998) и Рейксакадемию (Амстердам, 2000). Персональные выставки художницы проходили в галерее Серпентайн (Лондон, 2004), Музее Фрейда (Вена, 2005), Музее современного искусства (Нью-Йорк, 2006), Музее Шпренгеля (Ганновер, 2006), Фонде Шаулагера (Базель, 2008), Музее современного искусства Герцлии (Израиль, 2010), Музее Тамайо (Мехико, 2011), Художественном музее Аспена (США, 2013), Фонде Серралвиш (Порту, 2015), Музее Суша (Швейцария, 2017; постоянная инсталляция) и др. Участница многочисленных групповых выставок, в том числе Европейской биеннале «Манифеста 4» (Франкфурт-на-Майне, 2002), 4-й биеннале в Кванджу (Республика Корея, 2002), 8-й Стамбульской биеннале (2003), 50-й и 54-й Венецианской биеннале (2003, 2011), 9-й Шанхайской биеннале (2012), 13-й биеннале в Шардже (ОАЭ, 2017) и др. В 2007 году была экспонентом Павильона Польши на 52-й Венецианской биеннале. Живет и работает в Варшаве.