9 ноября в Доме-музее Шаляпина открывается выставка-перформанс «Шаляпин. ХМАТ», созданная под руководством куратора и художника Кати Бочавар в рамках III Биеннале музейного дизайна.
В Доме-музее Шаляпина ожидаешь, что везде будет слышен голос великого певца, хотя если остановиться и прислушаться - улавливаешь совсем другие, музейные звуки: скрип паркета, шорох бахил. Голос Шаляпина молчит в грим-уборной, в столовой и гостиной, в спальне и гардеробе… Участники программы "Школа молодого художника" Фонда "ПРО АРТЕ" решили озвучить музей-квартиру знаменитого певца и актера.
В музейных залах пройдут перформансы, появятся пространственные, звуковые и световые инсталляции, видеоарт и графика. Все это для того, чтобы восстановить голос Шаляпина - и тех, кто жил в доме после него, дать зазвучать предметам и пространствам, перевести голос в свет, а цвет - в голос, услышать голос тишины и голос молчания.
Все работы созданы специально для музея. Молодые художники изучают личность Шаляпина и его наследие, феномен памяти и феномен "героя", сам музей, его пространства и историю.
Художники: Вера Аксенова, Александр Андреев, Михаил Андреев, Дмитрий Антропов, Владислав Бахвалов, Екатерина Викулина, Олеся Гонсеровская, Мария Грабарева, Филипп Гузеев, Анастасия Есаулкова, Александра Кокачева, Анастасия Колесник, Вадим Кондаков, Мария Королева, Анна Мартыненко, Полина Орлова, Таисия Шарафутдинова, Карина Щербакова.
Куратор выставки и программы "Школа молодого художника": Катя Бочавар (Москва).
Художник, скульптор и дизайнер экспозиционных пространств Катя Бочавар - о формате выставки: "ХМАТ - Художественный междисциплинарный анти-театр. Художественный - потому что в центре нашего внимания в первую очередь художник, в широком смысле слова. Междисциплинарный - потому что все самое интересное сегодня находится в ситуации размытых жанровых границ. Анти - для нас это значит не столько "против", сколько "напротив". Театр - потому что то, что сейчас происходит с театром - это беспрецедентно, здесь концентрируется все самое важное, в том числе с точки зрения современного искусства".
Расписание перформансов:
- 21 ноября в 19:00 - открытая репетиция перформанса "Брусья" (студенты ШМХ)
- 23 ноября в 17:00 - открытая репетиция перформанса "Брусья" (студенты ШМХ)
- 7 декабря в 18:00 - генеральная репетиция перформанса "Спиритический сеанс" (с Петорм Айду)
- 8 декабря - в 16:00 - перформанс "Спиритический сеанс" (20 мин) ( с Петорм Айду);
в 17:00 - перформанс "Брусья" (студенты ШМХ); в 19:00 - перформанс "Спиритический сеанс" (20 мин) ( с Петорм Айду)
- 9 декабря в 18:30 - перформанс "Спиритический сеанс" ( с Петорм Айду).
ШУМОВОЙ ПЕРФОРМАНС "СПИРИТИЧЕСКИЙ СЕАНС"
Зона столовой, мемориальная квартира, 2 этаж
Продолжительность 30 мин
Студенты "Курса холистической комбинаторики" под руководством известного пианиста-авангардиста, композтора Петра Айду соберутся вокруг стола в полутьме и будут вызывать дух Шаляпина, извлекая разнообразные звуки из кухонных предметов - чашек, стаканов, тарелок и пр. В завершении сеанса шум переходит в вокал, возвещая присутствие в комнате духа бывшего хозяина квартиры.
Перформанс рассчитан на 30 слушателей - вход по регистрации.
"БРУСЬЯ" ГРУППОВОЙ ПЕРФОРМАНС АННЫ МАРТЫНЕНКО И КАРИНЫ ЩЕРБАКОВОЙ
Лофт 1 этажа, гостевая зона мемориальной квартиры на 2 этаже.
Неподвижная инсталляция "Брусья" становится динамической, когда приходят перформеры-художники. Постепенно каждый берёт свой брус-звук и 16 участников начинают звучать как пчелиный рой. Перформеры рассеиваются по пространству квартиры, случайно встречаясь друг с другом. Каждая встреча образует свое непредвиденное звучание. Зрителей приглашают к путешествию по музею и поиску неожиданных встреч.