16 июня в 17.00 в Доме-музее Ф.И. Шаляпина состоится торжественное открытие выставки "Артист и власть", посвященной жизни и творчеству великого певца в эпоху революции и в первые годы советской власти. С 1917 года Шаляпин совмещал активнейшую исполнительскую деятельность с руководством Мариинским театром, организацией благотворительных и пропагандистских концертов, помощью бедствующим коллегам, а иной раз спасением людей и целых институций. В 1922 году первый Народный артист Советской России покинул родину навсегда. Обширная коллекция исторических документов, изобразительных, аудио- и видеоматериалов из фондов Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея и частных собраний превращает выставку в уникальный проект - непредвзятое исследование взаимоотношений прославленного артиста и новой власти в самый сложный и противоречивый период отечественной истории.
"Под большевиками" - так назвал одну из глав своей книги "Маска и душа" Ф.И. Шаляпин. И.А. Бунин охарактеризовал этот же период истории как время "Между серпом и молотом". 1917 год поделил жизнь людей на две эпохи: "до" и "после". Знакомых и друзей певца арестовывали и расстреливали, многие покидали Россию. Изменился уклад жизни, поменялись нравы, на авансцену вышли "новые герои", новые лица.
Февральскую революцию певец встретил с большим воодушевлением. В марте 1917 года на сцене Мариинского театра он выступил перед солдатами Преображенского полка. На этом концерте-митинге артист впервые исполнил Песнь революции - гимн собственного сочинения. Текст, автограф, эскиз костюма к исполнению гимна, созданный Шаляпиным, будут представлены на выставке.
После октября 1917-го Шаляпин вошел в новое руководство Мариинского театра, а Советское правительство присвоило звание Первого Народного артиста Советской Республики. В сезоне 1918-1919 Шаляпин исполнил партии более чем в 80-ти спектаклях, совмещая актерскую игру с работой режиссера, участием в разнообразных комиссиях по управлению театрами. Афиши, программки, газетная хроника красноречиво свидетельствуют о напряженной творческой жизни великого артиста, о его смелых оганизаторских действиях.
Ф.И. Шаляпин умел использовать собственную известность. На бесчинства патрулей, обыски он жаловался в Смольный Г.Е. Зиновьеву - человеку "в кожаном костюме…с интеллигентным лбом и шевелюрой музыканта". Шаляпин ездил в Москву к Ленину с управляющим Мариинским театром И.В. Эскузовичем, чтобы спасти от разграбления костюмерный и декорационный цеха; уговаривал Троцкого отменить урезание пайков артистам бывших императорских театров.
О своем отношении к революционным переменам Ф.И. Шаляпин писал: "Могу ли я критически относиться к жизни, какой я видел ее в годы революции? Конечно, нет. Не мое это дело - судить о том, кто был прав, а кто не прав. С каждым днем революция приобретала все более широкий размах. Образовалось множество партий. Солдаты, матросы, меньшевики, большевики боролись друг с другом и стреляли друг в друга на улицах. Словом, это была колоссальных масштабов гражданская война". Ощущал ли Шаляпин себя большевиком? Он пел "Интернационал", "Марсельезу", бурлацкие песни, но что думал он о происходящем? Позднее, в конце 1920-х, Шаляпин, не стесняясь в выражениях, напишет в письме к дочери: "С большевиками трудно - пошлют в Соловки, как ни оправдывайся...".
В начале 1920-х возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. Артист писал: "Половину моего заработка в Англии, а именно 1400 фунтов я имел честь вручить советскому послу в Англии покойному Красину. Это было в добрых традициях крепостного рабства, когда мужик, уходивший на отхожие промыслы, отдавал помещику, собственнику живота его, часть заработка. Я традиции уважаю". Важная страница проекта - материалы о зарубежных гастролях Шаляпина, подлинники документов из переписки с А.В. Луначарским, Л.Б. Красиным.
В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое время вернулся из турне в Петроград и в последний раз выступил в "Борисе Годунове". Через несколько дней он вновь уехал из России, уехал навсегда. "По разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний - ни царских, ни комиссарских - не переношу".
На выставке "Артист и власть" представлены редкие материалы, в том числе фотографии, сделанные после концерта в Севастополе для моряков Черноморского флота и жителей города в июле 1917 года, сто лет назад, где Ф.И. Шаляпин в матросской куртке в окружении участников концерта. На выставке можно будет познакомиться с воспоминаниями свидетелей этого памятного события и прослушать в записи почти все те произведения, которые Шаляпин исполнял на Приморском бульваре.
Мысли Шаляпина о времени и о себе отражены в спектакле по автобиографической прозе Шаляпина - видеозаписи моноспектакля "Прощай, Россия": в роли Шаляпина - Народный артист России В. Смирнов, сценическая композиция И. Мощицкого, режиссеры - О. Мендельсон, А. Иовлев. Просмотр спектакля "Прощай Россия" включен в лекционно-просветительскую программу проекта.
Мероприятия
- Моноспектакль по автобиографической прозе Шаляпина "Прощай, Россия" (в роли Шаляпина - Народный артист России В. Смирнов, сценическая композиция И. Мощицкого, режиссеры - О. Мендельсон, А. Иовлев).
- Документальные фильмы и кинохроника о Ф.И. Шаляпине из архива музея
- Лекции (лектор - искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов Андрей Дьяченко): "Модерн как воплощение трагедии. Автошаржи и рисунки Ф.И. Шаляпина и его современников"; "Революция и судьбы художников"