Выставка из фондов Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной включает 89 экспонатов: фотографии, письма, рукописи – музыкальные и литературные, программы и другие документы.
Друзей у большой, талантливой, гостеприимной и остроумной семьи Гнесиных было много. На протяжении многих лет в их доме собирались замечательные музыканты и другие замечательные люди, которых всегда притягивала творческая и интеллигентная атмосфера этого дома.
Конечно, на выставке представлены далеко не все, с кем дружили Гнесины. Она условно разделяется на три части. В одной из них представлены друзья семьи по городу Ростову-на-Дону, где проходили детские и ранние юношеские годы сестер и братьев Гнесиных. Среди них – и ныне неизвестные персонажи (например, доктор Тиктин и его сын – врач, убитый гитлеровцами), и значительные деятели культуры в будущем. Это же относится и к ряду других друзей юности. Особое место занимает сложившийся в Москве, во время обучения сестер Гнесиных в консерватории кружок молодых музыкантов. Он включал целый ряд талантливейших музыкантов, увлеченных, помимо творчества, просветительством и благотворительностью, и в дальнейшем ставших крупными музыкальными деятелями. Из материалов выставки можно составить некоторое представление о круге занятий и об атмосфере во время встреч в доме Гнесиных (друзья предпочитали свои собрания именно там). Это программы благотворительных концертов, интенсивное юмористическое творчество – поставленный в городе Епифани спектакль, шарады, эпиграммы, игры, «выпуск» рукописных журналов, стихи, переписываемые в альбомы, музыка ко дню рождения и т.д. Так, приветственную кантату для домашнего исполнения написал Д.Корнилов на стихи Елизаветы Гнесиной (на выставке можно увидеть ее рукопись), ее же стихотворный альбом включает посвящение братьям Померанцевым, а стихи Э.Розенова вписаны в подаренный им семилетней Ольге Гнесиной «альбом барышни». Шуточные и «домашние» образцы творчества соседствуют с серьезными музыкальными событиями – это касается многих друзей Гнесиных: выдающихся композиторов А.Гречанинова и Р.Глиэра, пианиста Д.Шора. Отметим, что с большинством товарищей-единомышленников складывалась семейная дружба: так, дети многих друзей учились в Школе и Училище Гнесиных (и в этом тоже можно убедиться, видя представленные на выставке фотографии). Летний отдых на дачах, любимая игра в крокет – такие колоритные штрихи дружеского общения также обозначены здесь.
Вторая часть выставки включает экспонаты, связанные со многими выдающимися личностями Москвы и Петербурга, в разные годы тесно общавшимися с Гнесиными. Это и знаменитые музыканты – например, М.Юдина и С.Рихтер, артисты – О.Л.Книппер-Чехова, певцы В.С.Тютюнник и Н.В.Салина, и семьи детей Н.А.Римского-Корсакова: его сын А.Римский-Корсаков, издававший журнал «Музыкальный современник», с женой – композитором Ю.Вейсберг; его зять – композитор М.Штейнберг. Здесь же и меценаты, помогавшие Гнесиным в их начинании – создании музыкального училища: крупный политический деятель В.К.Шлиппе и фабрикант А.П.Каверин. Совершенно особый мир царил в усадьбе Полотняный завод Гончаровых (семьи жены А.С.Пушкина). Ее последний владелец Д.Д.Гончаров, племянник В.К.Шлиппе, каждое лето устраивал оперные и драматические спектакли. Чета Гончаровых – их семья была очень любима Гнесиными – выступала в ведущих партиях многих классических опер. Еще одна семья – Каменцевы. Ближайшая подруга младшей сестры, Ольги Гнесиной, художница Е.Каменцева создала целый ряд портретов Гнесиных, и многие ее работы находятся в постоянной экспозиции музея.
Наконец, еще одна часть «друзей», показательная для семьи выдающихся педагогов – их ученики, ставшие друзьями. Здесь представлены семьи, где не одно, а два поколения музыкантов учились в Гнесинском Доме. Среди близких учеников были и такие, которых Елена Гнесина выбрала своими преемниками по руководству созданными семьей Гнесиных учебными заведениями: З.Финкельштейн, Ю.Муромцев, Е.Давыдова. Показательны представленные документы-завещания (одно из них было адресовано К.Е.Ворошилову), где говорится о передаче своего детища достойным последователям. В целом, материалы выставки достаточно разнообразны и охватывают период времени с 1890-х по 1960-е годы.