На персональной выставке Александра Деркача «Музыка холста» представлены более 100 живописных и графических работ. Это первая выставка Александра Деркача в Калининграде. Ранее произведения автора можно было увидеть в Стокгольме (2012 г.) и Париже (2014 г.). Главное же «место проживания» картин – уютная мастерская на улице Леонова. Кроме того, работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
На выставке «Музыка холста» традиционные жанры – портрет, натюрморт, пейзаж – сосуществуют с работами, наполненными сложными ассоциациями и символами. Представленные здесь произведения убеждают зрителя своей психологичностью, увлекают вглубь подсознания, в лабиринт мыслей.
Одна из любимых тем автора – музыка. В экспозиции можно будет увидеть работы из цикла «Женщины и музыка», в котором художник отходит от натуралистического отображения действительности. Он выстраивает свои полотна без использования привычного пространства и перспективы, с удовольствием «вспоминая» выразительность линии, смакуя контур, охотно обращаясь к экспрессивным деформациям. Отрешённость музыкантов от внешнего мира, погружённость в мир чувств, наводит на мысль об общности круга образов музыки и живописи. Самый подходящий полигон здесь – джаз с его синкопами, импровизацией, хаосом свободных звуков. Часто в этих работах появляется обнажённая натура. Именно таким образом художник стремится постигнуть внутреннюю сущность движения, ибо «никакое другое движение не может быть так воспринято нашими способностями, как движение нагого тела» (Бернард Беренсон).
Своеобразный посыл вдохновения, полученный от природы, вылился в серию пейзажей. Иногда увиденное место поражает и хочется остаться там как можно дольше. Мартин Хайнц трактовал рай как возможность застрять именно в этом мгновении. Пейзажи А. Деркача и есть такие мгновения – «роскошь, тишина и нега». Подобно тому, как рояль служил Шопену послушным инструментом для выражения светлой грусти в ноктюрнах, так передача настроения в пейзажах Александра стала возможной благодаря тонкой живописной технике.
Являясь главным распорядителем в своих аллегориях и мифологемах, Александр Деркач иногда вносит игру в своё художество. Кажется, делается это для того, чтобы увязший в повседневности человек превратился в абсолютно небытового персонажа, способного если не говорить, то молчать о главном.