Выставка из фондов Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной включает 71 экспонат. Представленные материалы иллюстрируют одну из важнейших, но далеко не единственную сторону активности Елены Фабиановны Гнесиной: ее преподавательскую работу, которая продолжалась свыше семидесяти лет (1891-1965 гг.).
Наряду с грандиозной организаторской деятельностью по созданию крупнейшего комплекса музыкального образования, который она возглавляла, общественной работой по развитию музыкальной культуры в стране, концертированием, композиторским творчеством, Ел.Ф.Гнесина занимает значительнейшее место в истории нашей культуры как выдающаяся пианистка-педагог, воспитавший не менее пятисот учеников, среди которых – имена, составившие гордость отечественного музыкального искусства, а также блестящий методист, разработавший превосходные принципы последовательного обучения от самого начального периода обучения до его высших ступеней. Отметим, что именно воспитание детей всегда было в центре внимания Гнесиной-педагога.
Разумеется, трудно убедительно представить многочисленные аспекты этой работы, а также столь многочисленных учеников, вышедших из класса профессора. Поэтому на выставку были отбраны экспонаты, по возможности, отражающие несколько различных граней деятельности выдающегося Учителя.
Так, весьма остроумным и своеобразным методом в работе с учениками стали постоянные зарисовки посадки учащихся за инструментом во время уроков. Эти зарисовки Гнесина делала в течение многих лет и называла «Отделом задних фасадов», так как рисовала играющих со спины. На выставке представлено несколько таких рисунков. Долгие годы в записных книжках велись записи как педагогического репертуара, который может быть востребован в занятиях, так и конкретных программ всех учеников, учившихся в классе. Такие книжки охватывают период с 1890-х до 1950-х годов, и некоторые можно увидеть на выставке. Ел.Ф.Гнесина сама внесла огромный вклад в создание учебного репертуара от самых первых шагов маленьких пианистов. Ею было сочинено множество пьес и упражнений, целый ряд учебных пособий, где разработана система постепенного и логичного приобретения навыков фортепианной игры. Учебные пособия, сборники, отдельные произведения Гнесиной многократно издавались в нашей стране, они широко используются и в современной практике, издаются в разных странах. На выставке можно увидеть несколько рукописей и издательских экземпляров работ, написанных для детей, причем с дарственными надписями своим ученикам и последователям. Эти нотные рукописи дополняют автографы некоторых методических статей и заметок Гнесиной.
Практическая работа в классе Елены Фабиановны велась на протяжении нескольких поколений: от самой первой ученицы в Училище Е. и М. Гнесиных, запечатленной на фотографии 1895 года, до выпускников Института имени Гнесиных второй половины 1950-х годов (их можно увидеть на фотографии 1956 года). На выставке экспонируются фотографии и концертные программы класса Гнесиной разных лет, красивый адрес от учеников 1940 года, фотографии, письма, поздравления, связанные с различными учениками. Здесь есть и телеграмма, присланная «от бывшей учительницы» младшей сестре – Ольге – через пятьдесят лет после ее выпуска; и программа концерта 31 декабря 1944 года (вместе с совместной фотографией и новогодним поздравлением), целиком составленного из сочинений Гнесиной – играли ученики ее бывшей ученицы М.И.Августовской в Гнесинской школе; и детские сочинения, фото и письма самого младшего и любимого ученика уже послевоенного времени – И.Ягодина. Трогательную заботу о своих питомцах демонстрируют письма самой Гнесиной: так, она просит врача помочь Г.Хаймовскому в связи с переигранной рукой, поддерживает во время болезни (посылая гостинцы) И.Кротова…
Конечно, особый интерес вызывают и материалы, связанные с самыми знаменитыми воспитанниками Ел.Ф.Гнесиной. Так, Лев Оборин стал первым победителем первого в современной истории конкурса имени Шопена в 1927 году. На выставке представлено и его письмо из Варшавы во время этого конкурса, и детское письмо десятилетнего Оборина вместе с его фотографией и музыкальным сочинением того же времени. Арно Бабаджанян, окончивший Училище им.Гнесиных в 1940 г., спустя десять лет дарит рукопись своих сочинений вместе с письмом, рассказывающим о них. А Геннадий Рождественский к новому, 1943 году, дарит учительнице сочиненный им Прелюд – этот подарок в авторском оформлении также можно увидеть.