В рамках специальной программы 6-й Московской биеннале Музей современного искусства "Гараж" впервые в Москве представляет масштабную ретроспективу Луиз Буржуа. Выставка "Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки" посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни.
В экспозицию войдут более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ. Наряду с ними "Гараж" представит две масштабные скульптурные работы Луиз Буржуа: на площади перед Музеем будет установлен монументальный бронзовый паук Maman (1999), а в Атриуме "Гаража" впервые в мире будет показана инсталляция "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?" (2007).
Луиз Буржуа (1911-2010) прошла самобытный творческий путь длиной в семьдесят лет - начиная с конца 30-х в Париже и до его кульминации уже в XXI веке в Нью-Йорке. Она принадлежит к числу немногих художников, которых относят одновременно к эпохам модернизма и современности. Свои ранние скульптурные работы Буржуа создала в начале 40-х, а в 1949 году на своей персональной выставке в галерее "Перидот" (Peridot Gallery) в Нью-Йорке впервые представила произведения, выполненные в новаторском жанре инсталляции-энвайронмента. Спустя тридцать три года, в 1982 году, прошла ее первая ретроспектива в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). На тот момент художнице было 70 лет. Примерно в то же время она переехала в просторную студию в Бруклине - до этого на протяжении многих лет мастерской ей служил ее дом в Челси. Этот переезд позволил ей увеличить масштаб произведений и начать работу над серией "Клеток", а позже - скульптур "Пауков", первая из которых датируется 1994 годом.
Каждая "Клетка" представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций. Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств. Джерри Горовой, личный ассистент Луиз Буржуа на протяжении многих лет, так описывал работу над "Клетками": "Ее процесс созидания был непрерывен. Объекты внутри "Клеток" иногда нравились Луиз просто своей функцией, тем, какими словами их можно было описать, как эти слова звучали по-французски, своей формой или цветом. В ее воображении гладильная доска превращалась в изогнутую истерическую фигуру. Ассоциативные связи возникали в ее подсознании и порождали бесконечный творческий процесс".
Термин "клетка" впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений - от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи. Как говорила она сама, ""Клетки" представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную. <…> В каждой "Клетке" есть удовольствие вуайериста - трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. "Клетки" либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга".
В дополнение к выставке Музей "Гараж" в сотрудничестве с Фондом Луиз Буржуа и фондом The Easton Foundation представит две монументальных работы художницы. Maman (1999), бронзовый паук высотой девять метров, будет встречать посетителей на площади перед зданием Музея "Гараж" в Парке Горького. Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея в мае 2000 года скульптура Maman стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии "Пауков" Луиз Буржуа. Этот мотив впервые появился на двух рисунках художницы в 1940-х годах и в 1990-х годах приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Крупнейшая работа этого выразительного цикла скульптур, созданных во второй половине десятилетия, Maman балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха служит образом любимой матери Луиз Буржуа. Художница рассказывала: "Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки - наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и разносчики болезней. Паук - заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама".
Ключевым элементом шестиметровой скульптуры "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?" (2007) служит гигантское вращающееся зеркало. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года. Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в "Клетках", приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции. Колоссальное зеркало, установленное в Атриуме "Гаража", погружает посетителя и окружающее пространство здания в мир художницы, а вопрос, отраженный в нем, вводит в работу смысловые и эмоциональные особенности восприятия, свойственные произведениям Буржуа.
Выставка в "Гараже" впервые представляет творчество художницы в Москве, но это не первое ее соприкосновение с Россией. Буржуа было двадцать лет, когда она впервые приехала в Москву летом 1932 года. Во время своего второго визита весной 1934 года она посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетельницей первомайских торжеств. Почти 70 лет спустя, в 2001 году, открылась ее ретроспективная выставка в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, став первой крупной прижизненной выставкой американского художника, проведенной в этом музее.
К выставке будет издан каталог "Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки" на русском языке. Оригинальный англоязычный каталог был выпущен Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) и издательством Prestel.
Выставка "Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки" организована Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) совместно с Музеем "Гараж" и является крупнейшей на сегодняшний день экспозицией данной серии произведений Луиз Буржуа.
Проект организован при поддержке РОСИЗО.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа "Зазеркалье Луиз Буржуа" включает в себя цикл лекций, кинопоказы, экскурсии, аудиогид, квест-путеводитель по выставке для всей семьи и занятия для детей.
В рамках лекционной программы российские и международные историки искусства, кураторы и арт-критики, среди которых Кейт Фаул, Джерри Горовой, Жюльен Лорц, Ирина Нахова, Олеся Туркина и Амей Уоллак, расскажут о различных аспектах творчества художницы.
В Лектории Музея "Гараж" будут проводиться регулярные кинопоказы фильма "Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин", который снимали более десяти лет - с 1993 по 2007 год - в мастерской художницы. В фильме Буржуа показана за работой, рассказывающая о своих произведениях и истории их создания.
По субботам и воскресеньям в рамках Открытых мастерских для детей и взрослых пройдут серии мастер-классов, посвященных скульптуре, ее видам и формам. Специально разработанный квест-путеводитель для всей семьи расскажет об основных принципах работы Луиз Буржуа.
Для тех, кто предпочитает изучать выставку с комментариями подготовивших ее специалистов, Музей "Гараж" разработал аудиогид, который расскажет о ключевых работах, представленных в экспозиции.
В любое удобное время посетители Музея смогут заказать индивидуальную или групповую экскурсию. Экскурсии также проводятся для людей с нарушением зрения и нарушением слуха.
О ХУДОЖНИЦЕ
Луиз Буржуа (1911, Париж, Франция - 2010, Нью-Йорк, США) жила и работала в Нью-Йорке. Ее основные персональные выставки: "Луиз Буржуа: ретроспектива" (Музей современного искусства, Нью-Йорк, США, и др. музеи, 1982-1984); "Луиз Буржуа: ретроспективная выставка" (Художественный музей Франкфурта, ФРГ, и др. музеи, 1989-1991); Американский павильон 45-й Венецианской биеннале (Венеция, Италия, 1993); "Луиз Буржуа: память и архитектура" (Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания, 1999-2000); "Луиз Буржуа: я делаю, я уничтожаю, я переделываю" (инсталляция в Турбинном зале галереи Тейт Модерн, Лондон, Великобритания, 2000); "Луиз Буржуа" (Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 2001-2002); "Луиз Буржуа в Эрмитаже" (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, и др. музеи, 2001-2003); "Луиз Буржуа: рисунки бессонницы" (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США, 2003); "Луиз Буржуа: ретроспектива" (Тейт Модерн, Лондон, Великобритания, и др. музеи, 2007-2009); "Луиз Буржуа: возвращение вытесненного" (Фонд PROA, Буэнос-Айрес, Аргентина, и др. музеи, 2011); "Луиз Буржуа" (Национальная галерея Канады, Оттава, 2011-2013); "Луиз Буржуа: сознательное и бессознательное" (галерея QMA, Доха, Катар, 2012); "Собрание Буржуа" (Фонд Бейелера, Базель, Швейцария, 2013-2014); "Комнаты художника: Луиз Буржуа, женщина без секретов" (Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, 2013-2014); "Луиз Буржуа: Petite Maman" (Музей Дворца изящных искусств, Мехико, Мексика, 2013-2014); "Луиз Буржуа: я побывала в аду и вернулась" (Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция, и др. музеи, 2015). Награждена Национальной медалью США в области искусств (1997) и французским орденом Почетного легиона (2008).