Государственная галерея на Солянке представляет выставку «НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ»
Фотографии: Владимир Медведев
Фильмы: Ингмар Бергман, Станислав Ростоцкий, Андрей Тарковский, Ларс Фон Триер, Виктор Шёстрём
Выставка объединяет виды монументальной природы Канады в фотографиях Владимира Медведева и кинофрагменты северных пейзажей из фильмов великих режиссеров ХХ века
Фотограф Владимир Медведев: «Несмотря на то, что национальные парки Канады ежегодно привлекают огромное количество туристов, ее природу по-прежнему можно назвать дикой, нетронутой. Скалистые горы, реки, пещеры и кристально чистые озера скрываются от находящихся поблизости шумных мегаполисов. Около десяти процентов территории Канады до сих пор остается необитаемой. На выставке «На камнях растут деревья» я хочу показать WildLife фотографию в новом свете. Не как репортаж из журнала о далеких странах, но как произведение искусства»
Специально для выставки один из самых известных современных кинокритиков Антон Долин отобрал видеофрагменты с изображением статичной северной природы, запечатленной в фильмах выдающихся режиссеров 20 века, среди которых: Ингмар Бергман, Станислав Ростоцкий, Андрей Тарковский, Ларс Фон Триер, Виктор Шёстрём и другие знаковые имена
Куратор Антон Долин: «В России любят задаваться вечным, безответным и бессмысленным вопросом: азиаты мы или европейцы? А ведь существует третий неочевидный вариант ответа. Мы северяне; Сибири у нас больше, чем Европы. Недаром когда-то наше государство начиналось с варягов.
Иначе как объяснить то странное чувство узнавания, которое охватывает нас, когда мы видим на экране эти суровые и чарующие пейзажи – скалистые мрачные горы, неспокойные хмурые моря, заросшие блеклой зеленью леса. Все то, что сумели отыскать и показать на экране некоторые россияне (Станислав Ростоцкий, например, в самом любимом советском фильме о войне – «А зори здесь тихие», — или Александр Рогожкин в «Кукушке»), скандинавы чувствовали и умели передать на экране уже сто лет назад. Шведские первооткрыватели кино Мориц Стиллер и Виктор Шестрем, как их датский коллега-гений Карл Теодор Дрейер не боялись снимать на природе. Там их персонажи открывали себя заново, видели отражение своего скрытого «я» в бурных гейзерах, тихих озерах, шумных водопадах – подобно Перу Гюнту, прославленному герою скандинавского фольклора, или его давнему предку, убийце дракона Сигурду.
Для Ингмара Бергмана пейзаж выбранного им для жизни острова Форё – «внутренняя империя», где в причудливых камнях на берегу формируются судьбы одиноких женщин и мужчин, героев «Персоны» и «Стыда». Но и снятая десятилетием раньше пронзительная история первой любви, принесшая Бергману мировую славу, — «Лето с Моникой», — и рыцарская баллада «Седьмая печать», и последовавший за ней «Девичий источник», не были бы возможны без той натуры, которая становится полноправным участником интриги, никогда не оставаясь просто живописным фоном для действия.
Романтические грезы датчанина Ларса фон Триера – наследника Бергмана и Дрейера – фантастически трансформируют ландшафт, размывая наши представления о масштабе и пропорциях; даже в его павильонных фильмах, действие которых перенесено в придуманную Америку, ощущается дуновение северных ветров. Другой романтик и наивный художник, гуманист из Финляндии Аки Каурисмяки умудряется передать красоту и человечность скандинавской природы, не покидая пределов города (так в парках Хельсинки иногда ощущаешь себя, будто в лесу). Норвежец Ханс Петер Молланд делает снежные заносы соучастниками своего героя, мстящего мафии за убийство сына. В каждом фильме исландских режиссеров – Фридрика Тора Фридрикссона, Бальтазара Кормакура, Дагура Кари – сюжет естественно вырастает из среды, неразрывно связанной с природным архаическим миром, чьи законы незыблемы: каждая из этих картин – настоящее путешествие.
Предпримем его и мы. Возможно, мы все-таки не скифы, а хотя бы немного варяги.»
Кураторы: Катя Бочавар, Антон Долин
~~~
Владимир Медведев – фотограф, семикратный финалист и двукратный победитель российского фотоконкурса дикой природы «Золотая Черепаха», лауреат престижного конкурса фотографий дикой природы BBC Wildlife Photographer of the Year в номинации Eric Hosking Portfolio Award. При поддержке «Русского Географического Общества» фотографии Владимира Медведева были представлены на Международной космической станции. Автор фотоальбома «Мир Дикой Природы. Удивительная Монголия», победившего на конкурсе АСКИ «Лучшие Книги Года» и получившего диплом ЮНЕСКО «За вклад в диалог культур»