Человек с пропеллером в книгах, кино, театре и в произведениях современных художников
Первое приземление на советскую землю человека с пропеллером произошло в 1957 году, когда на русском языке вышла книга Астрид Линдгрен, безусловным соавтором которой являлась легендарная переводчица Лилианна Лунгина. А в 1968 году практически одновременно были созданы знаменитые спектакль Театра Сатиры и анимационный фильм киностудии «Союзмультфильм», и в этот момент стало окончательно ясно: Карлсон поселился на крыше у советских людей надолго, если не навсегда.
О феномене существа, не имеющего внятных социальных и возрастных признаков (да и гендерную принадлежность Карлсона следует считать условной – «гордая юная девица улетает далеко-далеко» - говорит само за себя) и станет рассказывать «Выставка Карлсона»: на языках всех жанров, в которых жил и продолжает жить в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Анимация и кино, театр и телевидение, книжная иллюстрация и диафильмы, литература и городской фольклор, игрушка и, наконец, современное искусство, для которого Карлсон – лишь повод для разговора на излюбленные темы, включая гендер и постколониализм, китч и поп-культуру, фрейдизм и юнгианство, пустоту и избыточность.
Гос галерея на Солянке хорошо известна в Москве своими сезонными выставками. Каждую зиму на протяжении уже нескольких лет преданная аудитория музея приходит смотреть выставочные блокбастеры, говорящие на сложные темы простым и популярным языком, призывая на помощь не только новые музейные технологии, но и редкие в краях поп-культуры жанры, такие как видеоарт, инсталляция, дигитальная скульптура или перформанс. «Холод и красота», «Мультфильмы, занесенные снегом», «Как не растаять» — все эти выставки, каждая из которых сумела собрать рекордное количество посетителей (от 70 до 120 тысяч человек), продолжают свою жизнь и теперь – не только в памяти посетителей, но и путешествуя по музейным площадкам России. Секрет успеха зимних выставок Солянки прост. По своей сути каждая из них –арт-аттракцион, приглашающий к диалогу, интеракции и (местами) спору самого разного зрителя: от хипстера до министра, от гастарбайтера до хоругвеносца, от избалованного ребенка до одинокой старушки. Всем этим и многим другим категориям музейной публики, даже если они пришли в музей вместе, стоит уже на входе расстаться и разбрестись в разные концы Солянки с тем, чтобы найти свою собственную последовательность, логику и свои любимые аттракционы, цитаты, фрагменты архивов.
Выставка Карлсона унаследует все лучшие достижения предыдущих зимних экспозиций, не забыв сказать самое главное: совместная фантазия Астрид Линдгрен и Лилианны Лунгиной приучили всякого человека, выросшего на территории этой страны, к непрерывному поиску убежища – домика на крыше, своего мира (в котором у привидений есть мотор) и, наконец, той территории, где нет бесконечных правил, ограничений и навязанных социумом угрюмых клише, а есть только тот самый таинственный друг, который появляется в наиболее отчаянные моменты, если дернуть за веревку, когда ничто другое не работает, а он, бесконечно влюбленный в самого себя, точно прилетит, непременно разрулит и обязательно вернется – «милый! милый!».
Сообразно лучшим традициям Солянки, на выставке Карлсона встретятся главные раритеты из государственных и личных собраний, так или иначе связанных с Карлсоном. Это и уникальные эскизы и раскадровки художников-постановщиков анимационного фильма Анатолия Савченко (1924-2011) и Юрия Бутырина - они предоставлены Государственным центральным музеем кино; и оригинал-макеты диафильмов Бориса Степанцева и Анатолия Савченко, попавшие на выставку из частных коллекций; и даже оригинальные иллюстрации к первому изданию книги, пришедшие из архива легендарного детского издательства «Малыш».
Театр Сатиры (Москва), Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) и Театр Николая Коляды (Екатеринбург) покажут свои версии истории о Малыше и о Карлсоне – через фильмы, фотографии и артефакты. Как всегда, в зимней выставке участвуют знаковые имена российской и международной contemporary art-сцены: от московского дуэта МишМаш до мексиканца Эктора Заморы, от специалиста по плюшевой фактуре Ростана Тавасиева и индонезийской перформанс-принцессы Мелати Сурьодармо до адепта архитектурной живописи и одновременно наследника переводчицы Карлсона Ивана Лунгина, от автора популярных инсталляций Татьяны Ахметгалиевой до гиперреалистичного живописца Александра Савко. Эта выставка была бы невозможна без выдающихся голосов: Фаина Раневская и Василий Ливанов, Валентина Талызина и Клара Румянова, Олег Табаков и Лев Дуров – важной частью выставки станут их свидетельства о работе над фильмом, а также специальная инсталляция в виде ванны, залезши в которую всякий посетитель сможет, проверить на себе работу специального переговорного механизма, изобретенного в свое время Фрекен Бок. В динамике телефонного душа будут звучать те самые голоса, на которых выросли многие поколения советских и русских людей (тут следует за это отдельно поблагодарить звукозаписывающую компанию «Мелодия»). Кстати, великое множество аутентичных предметов советского быта, населяющих «Выставку Карлсона», Солянке помог обрести удивительный Музей индустриальной культуры, коллекция которого по-настоящему бесценна для любого выставочного проекта, охватывающего эпоху семидесятилетней длины. Кстати, встречать посетителей будут знаменитые на всю Москву своим удивительным тактом и добродушием перформанс-ориентированные смотрительницы Солянки, которые заботливо спросят каждого прихожанина, перестал ли он пить коньяк по утрам («отвечай – да или нет»).
Эту выставку, как и положено в ГосГансе, делала блистательная кураторская команда под руководством художника и архитектора Кати Бочавар и директора Солянки Федора Павлова-Андреевича. Свое многолетнее сотрудничество с музеем этим проектом продолжил анимационный куратор и научный сотрудник Музея кино Павел Шведов, для которого эта выставка на Солянке стала тринадцатой по счету.
Будучи абсолютно праздничной, но не исключительно новогодней, «Выставка Карлсона» продлится в ГосГансе до 11 февраля.
ОТКРЫТИЕ 23 ДЕКАБРЯ (ВТОРНИК), 19:30
Аккредитация
Анастасия Мельченко
+7 903 628 86 91