17 декабря 2013 года в 17.00 в залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) состоится открытие выставки произведений Мили Гатауллиной, интереснейшего молодого художника, известного и признанного мастера. В 2001 году художница стала призером выставки «Музыка в живописи» (Москва-Лондон), в 2006 - получила золотую медаль Российской академии художеств за серию живописи и графики, посвященной Башкирии, в 2017- серебряную медаль Союза художников России. Еще в 1993-м картина Мили Гатауллиной «Синие тени» на парижском аукционе «Hotel Drouot» была самым дорогим лотом коллекции российского изобразительного искусства. Произведения художника находятся в коллекции Московского музея современного искусства, Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова, российских и зарубежных частных коллекциях.
Миля Гатауллина родилась в Уфе в 1971 году. В 1998 году окончила Московский Государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, затем прошла стажировку в творческой мастерской графики Российской академии художеств под руководством народного художника РФ, академика А.Д.Шмаринова. С 1988 года – активно участвует в многочисленных российских и зарубежных выставках.
«Жизнь как чудо» - так назвала Миля Гатауллина экспозицию, включившую более ста живописных и графических работ разных лет. Ключевую категорию своего творчества автор определяет как Преображение. Основная задача для нее - возвращение себе и другим ощущения цельности мира, рая, чуда, почему-то оставляющее людей ныне живущих. Почти все ее произведения о родной Башкирии - ее природе, людях, буднях сельской жизни, а главное, музыке человеческих чувств, человеческого бытия. Мир сложный и гармоничный предстает в ее полотнах. Яркие, декоративно выразительные, они одновременно глубоко философичны. «Зеленый платок», «Женщины», «Конец августа. Подсолнухи», «Гонят стадо», «Яблочное воскресенье» - конкретные сюжеты обретают в авторской интерпретации глобальный смысл. Живописный мир Мили Гатауллиной – мир художника, который полагает, что чертежи Создателя гениальны. Потому столь благоговейно - внимательна она к каждой детали самой малой природной формы к бытию в целом как форме большой. Потому неустанно вслушивается и открывает для себя все новые смыслы, передавая их через линию, объем, цвет. И сам цвет для Мили – это мысль, образ, состояние. Именно он создает в ее произведениях то, что называет она благодатью. Вот как определяет художник для себя одну из красок: «Белое подбирается сердцем, потому что белым прощают, белым любят, белым надеются. Белые платки и фартуки – не элементы одежды, тем более не детали исторического и этнического костюма. Это покров, крылья, забота, труд».
Творчество Мили Гатауллиной представляется чрезвычайно актуальным в наши дни, когда человечество живет в предчувствии обновления. Ибо этот мастер мыслит категориями искусства, существующего в пространстве общемировых культурных эпох и потоков. Она принадлежит к тому кругу художников, в творчестве которых синтезированы черты национального искусства, европейской живописи XX века, самые глубинные основы творчества. Строй ее полотен, само их восприятие отсылает нас к иконописной традиции, в которой чем чище абрис письма, тем энергичнее передает оно молитвенную чистоту, тем ближе нашему сердцу. Миля Гатауллина тонко чувствует музыку, пишет стихи, эссе и зачастую именно через поэтическое слово рождается и новая живописная форма. «Естественное и созданное цивилизацией взаимно познаются в контрасте, - пишет автор. Старинную песню с образным рядом, глубиной и многогранностью ассоциаций, начинаешь понимать и ценить, слушая монотонность и однообразие ежедневных «срочных» новостей города. Каждый день и час в деревне становится событием, останавливающим время. Точка отсчета - секунда, переходящая в вечность.
Цвет начинает приобретать свой изначальный сокровенный смысл. Это не окраска предметов, а музыка, которая вливается в душу человека и преображает его. Рождается музыкальная тема и происходит рождение образа. И вот уже Мир открывается как забытый сундук на чердаке, полный чудесных открытий».
Выставка открыта для посещения с 12 декабря 2013 года и продлится до 12 января 2014 года
Управление информации Российской академии художеств.