В Центре современной культуры «Гараж» пройдет первая персональная выставка Филиппа Паррено в России под кураторством Ханса Ульриха Обриста.
Более двадцати лет назад Паррено радикально изменил представление о том, как надо делать экспозицию: он интерпретировал ее как ряд событий, развивающихся по заранее подготовленному сценарию. Внутри выставки создается максимальная концентрация событий, так что пространство и время словно расширяются. Эти уникальные приемы Паррено применил и в своем последнем проекте – необычной выставке «Танцы вокруг невесты» в Музее искусства в Филадельфии, где он в качестве «режиссера-постановщика» объединил изобразительное искусство, музыку и танец в экспозиции, представлявшей работы художников Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и Марселя Дюшана, композитора Джона Кейджа и хореографа Мерса Каннигема. На его недавней персональной выставке в Serpentine Gallery в Лондоне зрители передвигались из зала в зал, следуя за звуковым сопровождением.
В честь российской премьеры фильма «Мэрилин» (Marylin, 2012) Паррено превратит выставочный зал «Гаража» в кинотеатр без кулис, но с приметами уходящей зимы. «Мэрилин» - это последняя работа художника, своего рода фильм-портрет призрака, в котором появляется воображаемая Мэрилин Монро в номере нью-йоркского отеля Waldorf Astoria, где она жила в 1950-х годах. Все происходящее напоминает спиритический сеанс или род популярного в прошлом фантасмагорического циркового представления, в ходе которого иллюзионисты, используя эффекты освещения и искусственный дым, вызывали души умерших. Изобразительный ряд в фильме строится с точки зрения самой Мэрилин. Фильм создает ощущение ее присутствия при помощи трех алгоритмов: камера становится ее глазами, компьютер реконструирует ее звук ее голоса, а робот воссоздает почерк.
К выставке Филиппа Паррено образовательный отдел Центра современной культуры «Гараж» подготовил программу, включающую бесплатные для посещения лекции, экскурсии по экспозиции и творческие открытые мастерские для детей. О творчестве Паррено как художника, работающего на границе кино и видеоарта, в своих лекциях расскажут арт-критик Ирина Кулик и историк видеоарта Антонио Джеуза. Вдохновляясь произведениями Паррено, по выходным дням дети смогут создать свои собственные работы, а взрослые – услышать увлекательный рассказ о художнике от экскурсоводов «Гаража».
Биография художника
Филипп Паррено живет и работает в Париже. Он приобрел известность в 1990-х годах, получив признание критиков за работу в самых разнообразных видах искусства – кино, скульптура, перформанс, рисунки и тексты. Паррено всегда стремился переосмыслить традиционный подход к созданию выставки, интерпретируя ее не как показ отдельных произведений, а как целостное художественное переживание. Он часто специально создает сценарии своих выставок, задавая временную и пространственную последовательность впечатлений.
Биография куратора
Ханс Ульрих Обрист является содиректором Serpentine Gallery в Лондоне, прежде он занимал пост куратора Музея современного искусства города Парижа.. В 2012 году Обрист был сокуратором следующих выставок: «Йонас Мекас» (Jonas Mekas); «Томас Шютте. Лица и фигуры» (Thomas Schutte: Faces and Figures); «Йоко Оно. К свету» (Yoko Ono: To the Light); «Марафон памяти» (Memory Marathon) в Serpentine Gallery, где он также курировал работу павильона галереи, созданного бюро Herzog & de Meuron в сотрудничестве с Ай Вэйвэем; «На Луну по взморью» (To the Moon via the Beach) в фонде LUMA, Арль; Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi), Casa de Vidro, Сан-Паулу; «Сбор нереализованных проектов» (A Call for Unrealized Projects), совместно с DAAD и e-flux, Берлин.
Последние публикации Обриста: A Brief History of Curating («Краткая история кураторства», в 2012 году книга вышла на русском языке в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и издательства Ad Marginem); Project Japan: Metabolism Talks с беседами с Ремом Колхасом и Ай Вэйвэем, а также новые тома его серии книг Conversation Series.