Вологодская областная картинная галерея продолжает показ творчества ведущих современных художников - членов Российской академии художеств. В этом уникальном ряду ярких мастеров живописи особенно заметна фигура московского мэтра Натальи Нестеровой, художника с поистине мировым именем, чьи работы представлены в лучших музеях и коллекциях современного искусства.
Родилась Наталья Нестерова в конце войны в семье потомственных интеллигентов. Детство вспоминается ею как счастье. Ее дедушка, Николай Иванович Нестеров, много занимался с девочкой (Наташа помнит, что свой первый автопортрет она нарисовала в три года). Дед приучал ее любить живопись. «Мой дед был прекрасный художник. На стенах нашего дома висели его работы, в которые я уходила странствовать... Потом я начала рисовать сама, и с тех пор как помню себя, это занятие меня не разочаровало, не утомило, и интересно, как в детстве». Школьные и студенческие годы Нестеровой (середина пятидесятых и шестидесятые) были временем радикальных перемен в стране, эпохой иллюзий, романтики, разочарований. Два поколения художников оказались захвачены этим обновлением. Впоследствии их назовут «шестидесятниками» и «семидесятниками». Наталья Нестерова, вступившая в профессиональную жизнь на рубеже этих десятилетий, оказалась одним из наиболее ярких представителей поколения «семидесятников», хотя сама художница утверждает: «Я никогда не принадлежала вообще ни к каким группам, никогда ни к кому не примыкала. Вообще же я – одиночка». Большинство ранних работ Нестеровой легко укладывается в общий поток увлечений ее сверстников нео-примитивизмом. Однако в них уже видна индивидуальность художника, заметно, как уверенно пробивается она к своему языку в искусстве, к своей «легенде мира». «Не сюжет терзает меня, а живопись, цвет. Я бегу за этой ускользающей нитью, за тайной живописи».
На выставке, развернутой в «Доме Корбакова», представлено более ста работ Натальи Нестеровой, большинство из них - из мастерской художника. Самая ранняя работа «Белая лошадь» датирована 1971 годом. Несмотря на то что Нестерова постоянно живет в Москве, многие работы выполнены в творческих мастерских в Нью-Йорке и во Франции, где художник бывает очень часто и подолгу. Картины Нестеровой отличаются богатством воображения с оттенком ретроспективной тоски по прекрасному прошлому. В то же время ей интересно и сиюминутное течение жизни. Она как бы останавливает увиденную сцену, укрупняет ее знаковые элементы. Обыденная жизнь, изображенная Натальей Нестеровой, превращается в мгновения, застывшие на холсте, похожие на цветные рельефы из гипса. Жизнь в самых разных ее проявлениях - быстротечна, все в ней - сиюминутно и прекрасно. Кажется, в этой идее и заключается главная тема творчества художника. Н. И. Нестерова - чрезвычайно продуктивный мастер. Количество ее работ исчисляется сотнями. Среди этого множества произведений прослеживаются темы, развивающиеся и варьирующиеся в течение многих лет. Создается впечатление, что художница лишь тогда может расстаться с занимающей ее проблемой, когда выскажется до конца. Среди этих тем бытовые: «Гамак», «Карточная игра», «Банкет», «Чехарда», «Парк», Ожидание», позднее стали разрабатываться композиции с библейскими и обобщенно-ассоциативными мотивами. Персонажи этих работ как бы одновременно и соединены с реальностью, и отъединены от нее. Их жизнь делится на две обширные сферы - с одной стороны, повседневный мир с его привычными поступками, где не звучат вопросы о смысле жизни, с другой - царство размышлений и поисков смысла. Работы на эти темы составляют основную часть экспозиции в «Доме Корбакова».
Картины Нестеровой предельно экспрессивны: есть в них и необъяснимая магия цвета. Нестерова пишет не по видению, а по знанию. Все кажется простым, но в этой простоте заключена особая тайна ее живописи, так как брутальная, нагруженная фактура создает ощущение особой энергии. Живопись Нестеровой чрезвычайно эмоциональна. Пульсирующий ход кисти определяет внутреннюю суть ее полотен: гротеск как будто скрывает силу ее чувств, сопереживание и соучастие.
Наталья Нестерова в жизни человек общительный и веселый, но в своем искусстве она Сфинкс, задающий загадки, но не требующий ответа. Это личное дело каждого увидеть и почувствовать в ее картинах что-то свое, в зависимости от интеллектуального «багажа» и воображения. «Я не навязываю свою точку зрения. Я даю обширное поле для размышления глядящему на мои работы и свободу для выражения вызываемых моими картинами чувств», - говорит Нестерова. Тайна искусства Нестеровой - в особом мистическом смысле ее живописи. В ее искусстве мифологизировано буквально все. Все, что изображено на ее полотнах, имеет и второй, и третий, и многие другие смыслы, слои восприятия. Но главный подтекст ее работ, их тайна и существо - живописная структура. Плотные слои живописи, иногда превращающиеся в рельеф, иногда разбавленные до лессировки, живут как бы своей отдельной жизнью, берут на себя смысловую и эмоциональную нагрузку, разгадку тайнописи ее картин.
Основной персонаж большинства картин Нестеровой - остро-современный или вневременной человек, либо в одиночестве, вдвоем или в группе, в толпе. Ее персонажи то зависают в «Гамаке», то на «Карусели», то на лестнице. Часто она перекрывает их лица «движущейся реальностью», будь то голуби или чайки, шляпы и детали интерьера. Излюбленный прием Нестеровой - замещение лиц масками, и маски эти то игральные карты, то животные, птицы или цветы. «Маска - это способ человека спрятать свои мысли, мимику лица. Поворачивая же персонажей своих картин спиной к зрителю, я даю возможность людям придумать что-то свое - любую личность, любое лицо, любой характер», - говорит Нестерова. Размышления о месте человека в мире, о фатальной предначертанности его судьбы привели художницу к религиозно-философским исканиям. «Библейская тема - это вечная тема, к которой обращались художники всего мира во все века. Библейские темы невозможно обойти, они волнуют всех. Сначала я закрывала лица Христа и Апостолов масками, ибо считала себя недостаточно подготовленной к этой теме. Позже я эти лица открыла», - рассказывает Наталья Нестерова. Первая картина на эту тему появилась еще в 1969 году. Естественно, она не могла быть названа так, как хотелось художнику, и существует под наименованием «Трапеза». Эта работа была написана в Средней Азии, в одной из поездок по Узбекистану. Восточные одежды, восточные типажи и позы, но все-таки это «Тайная вечеря», одна из первых подобных появившихся в истории советского искусства. В экспозиции вологодской выставки библейская тема представлена композицией «Моление о чаше» (2010). У Натальи Нестеровой - огромный свой мир. Она нашла для его живописного воплощения особый ракурс, неожиданный поворот. Она осознает его так, как мы его, наверное, не видим; потому она и необычный художник. Парадоксальным образом мы, зрители, с огромным любопытством, иногда с волнением, зачастую с недоумением, а иногда со счастьем все же узнаем себя в ее картинах.
Картины Нестеровой созданы для неторопливого созерцания, и свои тайны они раскрывают далеко не сразу. Они требуют определенной податливости магии искусства, но для зрителей, которые готовы поддаться их волшебству, потраченное на это время, этот самый ценный и наименее ценимый из человеческих даров, будет чудесным образом вознаграждено.