В Ставропольском государственном музее-заповеднике состоялась презентация выставки «К познанию прошлого через исторические реконструкции. Костюм, доспех, жилище и предметы быта средневекового населения Евразии».
Открыл мероприятие директор Ставропольского государственного музея-заповедника Николай Анатольевич Охонько. Он обратил внимание на необычность выставки и выразил удивление по поводу того, что немало энтузиастов в крае и непосредственно в Ставрополе посвящают свое свободное время воссозданию вещественного мира далеких эпох. Это увлекательнейшее занятие требует большой и всесторонней подготовки как теоретической, так и практической, поскольку речь идет не о декоративной имитации одежды, предметов быта и оружия, а научной реконструкции, основанной на данных археологии. А потому в витринах можно увидеть не только прекрасно выполненные экспонаты, могущие соперничать с подлинниками, но и этикетки, из которых следует, что у каждой представленной вещи есть адрес, то есть местонахождение погребения, из которого был извлечен артефакт. Директор Ставропольского государственного музея-заповедника предложил после знакомства с выставкой посетить экспозиции археологии и этнографии, где представлены подлинные костюмы и предметы быта многочисленных народов нашего края и Кавказа. Он также обратил внимание на то, что этнографическая экспозиция Ставропольского государственного музея-заповедника является своеобразной этнической моделью многонационального региона, и подчеркнул, что и данная выставка создавалась в контексте этноразнообразия.
Присутствующий на презентации выставки глава города Ставрополя Георгий Семенович Колягин также сказал о том, что неповторимость, богатство и красота наших земель – в многообразии культур, обычаев и истории народов, населяющих Предкавказье с незапамятных времен.
Затем были представлены авторы и исполнители костюмов, доспехов, утвари и украшений из клубов исторических реконструкций «Маджар» и «Южная застава».
Директор Ставропольского художественного училища Алла Викторовна Чемсо рассказала, как важен для ее воспитанников опыт по воссозданию культурного наследия прошлого. Действительно, витрины, где выставлены костюмы переселенцев из центральных губерний России, – это дипломные проекты студентов-выпускников.
Автор выставки, старший научный сотрудник отдела археологии Светлана Леонидовна Кравцова, предложила присутствующим поближе познакомиться с экспонатами и, что называется, из первых уст, то есть от создателей их, узнать предназначение того или иного предмета и секреты швейного, гончарного искусства, ювелирного мастерства. Оказывается, и материал должен быть либо аналоговым, либо близким и соответствующим подлинникам, только тогда может получиться очень похожим монгольский халат или платье аланки, не говоря уже о юрте, покрытой войлоком, – это доминирующий большой экспонат. Ну кому не захочется заглянуть в жилище кочевника-тюрка и увидеть расставленную на шкурах изумительную керамическую посуду!
Переходя от витрины к витрине, посетитель выставки совершает путешествие и в пространстве и во времени. Его маршрут пролегает в диапазоне от I до XIX века от Читы до Владикавказа по следам алан, монголо-татар, представителей северокавказского населения и других племен, пришедших некогда в Предкавказье либо перемещавшихся по этим землям.