7 июня 2010 г. в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф.Гнесиной состоялся торжествен-ный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения М.Э.Риттих и 40-летию со дня от-крытия музея.
Эта дата оказалось важнейшей не только для гнесинцев. По собственным сло-вам Маргариты Эдуардовны Риттих «главным делом ее жизни был все-таки Дом-музей П.И.Чайковского в Клину». Детские годы М.Риттих прошли в Тульской губернии. Нако-нец, ее широкая деятельность музыковеда-ученого, педагога, просветителя, музейного и общественного деятеля вызывала отклик у самых разных людей и организаций. В Клину, в местной газете любимая ученица и последовательница М.Э.Риттих, крупнейший музей-ный деятель П.Е.Вайдман опубликовала яркую статью о Маргарите Эдуардовне и ее ге-роической деятельности в Клину во время Великой Отечественной войны. На ее родине, в Крапивне выпущена целая газета («Крапивна и крапивенцы»), посвященная замечатель-ной землячке. Дом ее семьи сохраняется: теперь в Крапивне создается музей под откры-тым небом «Уездный город К.». В местном музее (филиале Музея-заповедника Л.Н.Толстого «Ясная Поляна») создана небольшая экспозиция, ей посвященная. А в соз-данном ею Музее-квартире Ел.Ф.Гнесиной развернута выставка «М.Э.Риттих – основа-тель и директор музея. К 100-летию со дня рождения».
После осмотра выставки гости могли услышать голос Маргариты Эдуардовны: это была запись радиопередачи о музее, где она рассказывала о той самой комнате, в которой собрались на торжественный вечер. Записей выступлений Риттих в музее на различных собраниях сохранилось очень много. На вечере затем прозвучали еще две: на собственном 80-летии, где она живо и выразительно говорила о собственном жизненном пути, и на 10-летии музея, где рассказывала о своей работе.
А собственно началом вечера стала запись того самого исторического события, ко-торое произошло 40 лет назад: открытия музея для посетителей. Это было выступление А.И.Хачатуряна, который и «перерезал ленточку». Затем выступил директор музея В.В.Тропп. Вспоминая о сложном, но и славном пути, который прошли сотрудники музея во главе с Маргаритой Эдуардовной, он поздравил главных юбиляров: работающих с са-мого основания, все эти сорок лет общественных сотрудников Н.С.Сванидзе и Л.Н.Алексееву, а также работавшую с момента основания в течение долгого времени Т.А.Енько.
Из Дома-музея П.И.Чайковского в Клину приехали глубоко почитаемые гости: это доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник П.Е.Вайдман (воспитанница М.Э.Риттих в Гнесинском институте, будучи студенткой начинавшая свою музейную практику в нашем музее) и главный хранитель музея Л.В.Шаповалова. Обе выступили с теплыми поздравлениями. В Клину хранится большой архив Маргариты Эдуардовны. В архиве, помимо многочисленных писем и документов, черновых набросков и т.п. нахо-дится немало неопубликованных работ о балете, текстов докладов, радиопередач. Помимо официального адреса от Дома-музея П.И.Чайковского были получены поздравления от Государственного центрального музея музыкальной культуры им.Глинки (его зачитала ведущий научный сотрудник С.С.Мартынова), Государственного исторического музея, Тульского Дома-музея Н.И.Белобородова (из родного города М.Э.Риттих). Многие музеи сегодня хорошо знают и тесно контактируют с Музеем-квартирой Ел.Ф.Гнесиной. На ве-чере были представители Музея А.Н.Скрябина, Музея Московской консерватории им. Н.Г.Рубинштейна, Музея МГТУ им.Баумана, выступал директор Музея российских меце-натов и благотворителей Л.Н.Краснопевцев.
О Маргарите Эдуардовне Риттих – педагоге, полвека работавшей на кафедре исто-рии музыки – говорили Е.Н.Подосенова и В.М.Келле. Б.М.Егоров потряс всех своими по-этическими строками, посвященными Риттих. Когда-то студенткой начинала свою трудо-вую деятельность в музее и И.Ю.Бельская – главный редактор журнала «Музыкальное просвещение».
Музыкальная программа вечера была короткой, но тесно связанной с темой и всей его обстановкой. В.М.Тропп после нескольких слов воспоминаний сыграл Полонез cis-moll Шопена. А молодые сотрудники музея М.Диченко и А.Гапонов познакомили всех с абсолютно неизвестной музыкой – Скрипичной сонатой Ф.Е.Витачека (была исполнена II часть), близкого коллеги и ровесника Риттих. После слов благодарности музею, высказан-ных одним из его основателей – Т.А.Енько, вечер завершился музыкой, только в записи. Все вновь перенеслись на 40 лет назад, в день открытия музея. Тогда играл Олег Бошнякович – необыкновенно звучал Экспромт Ges-dur Шуберта.
После вечера, как было принято у М.Э.Риттих и ее соратников по музею, состоялся «дружеский чай» в рабочей комнате музея.