20 мая в 17.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоится открытие выставки «Исчезнувший Екатеринбург». Фотовыставка познакомит с утраченными памятниками истории и архитектуры старого Екатеринбурга. У посетителей появится уникальная возможность совершить путешествие в пространстве и времени, сравнивая архивные фотографии и современные, соотнести знакомые места с тем, как они выглядели столетием раньше.
Выставка работает до 27 июня 2010 г. и приурочена к предстоящему 70-летию Музея истории Екатеринбурга, структурным подразделением которого является Фотографический музей «Дом Метенкова».
Дома, их архитектура, места расположения и организация окружающего пространства всегда являлись важной характеристикой страны, культуры, эпохи. Не случайно архитектуру часто называют «философией в камне».
В традиционных культурах с домом были связаны родители и семья (домашние), ощущение родины, память детства. С дома начиналось понимание человеком истории («любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»).
Как менялся уклад домашней жизни екатеринбуржцев? В XVIII – XIX столетиях дом не мыслился отдельно от усадьбы с огородом, службами, баней и т. п. У старообрядцев прямо на усадьбе находились мыловаренные или свечные промыслы. Купец жил в том же доме, где располагался его магазин. Дом был продолжением личности хозяина и его дела. Отношения с соседями также носили личный характер, улица могла быть заселена близкими родственниками. Соседи объединялись в церковный приход, прочитывались сословные различия районов: в одной части города жили старообрядцы, в другой – по преимуществу чиновники. Это выражалось в именовании улиц по фамилиям хозяев самых заметных домов (Толстиковская, Колобовская и т. д.). На письмах писали как адрес «дом такого-то».
После отмены крепостного права в город хлынул поток крестьян, самостоятельное хозяйство горожанина разрушалось, в домах ютились по десятку человек, случайно знакомых друг с другом. Близких родственников сменяли жильцы, «отчий дом» трансформировался в «доходный дом». В 1889 г. были закреплены названия улиц и введена нумерация домов. В правовом отношении статус горожанина был приравнен к статусу домовладельца.
Старый Екатеринбург умер в июле 1919 года. Значительное число людей из «буржуазии» бежали из города и страны, дома превратились в «коммунальные квартиры». Историческая часть выставки в «Доме Метенкова» построена на фотографиях БТИ начала 1930-х годов, сделанных спустя десятилетие после окончания гражданской войны. На них мы невооруженным глазом видим длящуюся агонию старого города. Обвалившаяся штукатурка на фасадах, разоренные чердаки, разбитые стекла в окнах – характерные приметы «дома без хозяина». Взаимосвязь между домом и историей семьи была утрачена навсегда, личное пространство сузилось до комнаты, угла, стены над кроватью. В тот же период началось строительство многоэтажных многоквартирных домов для новой элиты советского Свердловска, со временем они все больше и больше вытесняли особняки XIX века.
В современном мире человек – хозяин своей жизни, он самостоятельно выбирает профессию, семью, сам решает в какой стране или городе ему жить. Цена свободы – отчуждение от городского пространства, потеря связи поколений, преобладание формальных отношений между соседями и даже близкими родственниками. Одинаковая во всем мире безликая архитектура сменяет резные украшения деревянных домов и строгий классический ордер каменных особняков. Как сводки с театра боевых действий приходят сообщения о разрушенных, сгоревших, без следа исчезнувших памятниках старого города.
Беркович Артем (Фотографический музей «Дом Метенкова»).
Фотографический музей «Дом Метенкова»
Екатеринбург Карла Либкнехта, 36